VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Как достойно отвечать на критику: 5 полезных советов

Критика неизбежна в жизни каждого человека. Мы сталкиваемся с ней на протяжении большей части молодости: от замечаний к школьным изложениям до отзывов о выполненной работе в профессиональной сфере, — отмечает психолог Ольга Романив. — Иногда замечания, которые мы получаем, оказываются полезными и позволяют осознать наши ошибки, тем самым корректируя наши действия. Однако, нередко критика причиняет глубокую душевную боль и вызывает внутреннее несогласие, способное спровоцировать конфликт».

Критика нередко провоцирует нежелательные эмоции

Чаще всего это происходит в двух ситуациях: когда мы не готовы к критике (например, не обращались за обратной связью к окружающим) и когда она представлена не как конструктивные рекомендации, а как личное мнение или провокация, направленная на самоутверждение за счёт другого человека. Поэтому, чтобы научиться правильно воспринимать замечания, необходимо работать в двух направлениях: анализировать собственные реакции (и со временем изменять их) и уметь различать полезную критику от бесполезной. Суть в том, чтобы определить, является ли критика конструктивной и готовы ли вы принять её в данный момент.

Иногда бывает непросто принять критику, особенно если она исходит от близких людей: родственников, друзей или коллег. Однако важно развивать способность воспринимать замечания, как бы «отсеивать» ненужную информацию. «Хорошая критика всегда содержит предложения», – утверждает Ольга Романив. Это простое правило помогает распознать конструктивные замечания и отличить их от попыток вызвать раздражение или проявить себя за чужой счет.

Как правильно реагировать на критику

Определите, что это — конструктивная критика или провокация. Если замечание не содержит конкретных рекомендаций по улучшению положения дел (например, вы предоставили отчет, а руководитель подробно разъяснил, каких сведений в нем не хватает), то это нельзя считать конструктивной критикой. Вероятно, это всего лишь личное мнение, попытка самоутвердиться за чужой счет или спровоцировать вас. В такой ситуации уместно обозначить свои пределы и выразить благодарность собеседнику за высказанное мнение.

Читать также:  Что делать, если заболел зуб?

Не старайтесь защищаться в ответ на критику. «Один из самых трудных моментов при восприятии критики — это умение не отвечать на нее в оборонительной манере. Подобная реакция вполне закономерна, и важно прощать себе и окружающим ее наличие, — отмечает Ольга Романив. При получении критики рекомендуется внимательно слушать, стремясь понять суть, а не возражать. Полезно уточнить у говорящего, правильно ли вы его поняли, попросить привести конкретный пример и разъяснить все неясные моменты. Такой подход особенно эффективен, когда критика исходит от близких людей или членов семьи».

В случае, если высказываются конструктивные замечания, у человека появится возможность разъяснить свою точку зрения. Однако, если целью высказывания является оскорбление, собеседник, вероятно, прекратит разговор.

Старайтесь сохранять спокойствие. Критика часто вызывает раздражение, а порой и гнев, поэтому мы склонны сразу переходить в защитную позицию. Чтобы этого избежать, постарайтесь снизить уровень напряжения, используя все доступные средства — сделайте несколько глубоких вдохов, 4-5 раз интенсивно напрягите и расслабьте мышцы ног, ягодиц и пресса (можно сжать и разжать кулаки). Эти простые действия подадут мозгу сигнал о том, что вы чувствуете себя в безопасности и вам не нужно защищаться (спорить, повышать голос).

Поблагодарите собеседника за откровенность. «Ольга Романив отмечает, что критика часто является следствием желания видеть прогресс. Важно рассмотреть замечания и определить, соответствуют ли они действительности, и какие области требуют улучшения. Вместо оправданий и попыток доказать неправоту оппонента, достаточно ответить вежливой фразой, например, «спасибо, я обдумаю» или «я вас понял». Впоследствии стоит проанализировать ситуацию с позиции наблюдателя – возможно, в ней есть основания для развития.

Не стоит пренебрегать тем, чтобы выразить свое несогласие. Простое повторение фразы «Спасибо за отзыв» может создать впечатление неискренней манипуляции, отмечает Ольга Романив. Более продуктивным будет объяснить свою позицию, при этом важно найти общие точки зрения. Даже если вы не разделяете все высказанные мысли, стоит отметить аспект, с которым вы согласны, и поделиться этим с собеседником. Подтверждение откровенности не подразумевает безоговорочное принятие услышанного, а заключается в демонстрации признательности человеку за его заинтересованность».

Читать также:  Как привычки мешают нашему счастью

Отнеситесь к критике как к подарку. Поначалу это может оказаться непростой задачей, однако со временем ситуация улучшится. «Люди могут указывать на вопросы, которые, поняв их, вы сможете разрешить. Или они могут акцентировать внимание на проблемах, которые таковыми не являются. В этом случае вы можете представить альтернативный взгляд и, возможно, переубедить собеседника. Однако, если вы никогда не принимаете критику, вы не используете этот потенциал в полной мере», — отмечает Ольга Романив.

Как правильно реагировать на критику, направленную на вас

Наиболее эффективный способ реагирования на критику — это спокойный диалог с благодарностью и разъяснением своей точки зрения. Контраргументы и ожесточенные споры не принесут пользы: они нарушат вашу стабильность и могут создать впечатление о вас как о человеке, склонном к конфликтам. «В ответ на критику не рекомендуется оправдываться, проявлять возмущение, оскорблять оппонента и принимать все на свой счет, — отмечает Ольга Романив. — Помните, что критика – это всего лишь мнение и рекомендация, и вы имеете право решать, следовать ему или нет.

Чтобы научиться эффективно реагировать на критику, следуйте этим советам.

Похожие статьи: