Сат Нам. Вахе Гуру. По прибытии в Дели мы немедленно направились в гурдвару Бангла Сахиб — один из самых значимых сикхских храмов, чтобы получить благословение на наше путешествие. Этот храм известен тем, что несколько столетий назад восьмилетний Гуру Хар Кришан оказывал помощь людям, страдающим от оспы.
На двух автобусах, получивших символические названия «Сат Нам» и «Вахе Гуру», наша команда отправилась в Ришикеш для участия в международном фестивале йоги. Поздним вечером мы посетили церемонию на берегу Ганга в ашраме Парамартх Никетан, где праздновали день рождения Гуру Нанака, который неожиданным образом совпал с датой нашего прибытия в Индию, и готовились к наступлению эры Водолея.
Переходя по подвесному мосту Рам Джхула, мы с друзьями заметили фейерверки и поспешили туда. На противоположном берегу реки, напротив ашрама, располагалась большая палатка, рассчитанная примерно на шестьсот мест, и наша компания с удовольствием присоединилась к всеобщей медитации и церемонии арати с огнем.
На следующий день, 11 ноября, мы планировали покинуть гостиницу в 3:30 утра, чтобы успеть на утреннюю садхану, однако столкнулись с неожиданной, но вполне типичной для Индии ситуацией. Выезд был прегражден длинной очередью грузовых автомобилей и автобусов. Оказалось, что ежедневно в это время на дороге перед гостиницей образуется значительная пробка из транспортных средств, ожидающих открытия мостов через реку. Чтобы успеть на садхану, нам оставалось только пройти пешком около трех километров по темной и незнакомой дороге. Но участники группы проявили решимость и мы довольно скоро добрались до места.
Мы покинули гостиницу на весь день и вернулись лишь поздно ночью, поскольку программа фестиваля в день начала новой эпохи 11.11.11 была крайне насыщенной и включала в себя множество разнообразных мероприятий. Сразу после садханы и вегетарианского завтрака начались занятия. Первой была встреча с мастером традиции Сат Нам Расаян, известным учителем Гуру Дев Сингхом. Затем последовал класс Гурмукх Каур, где мы использовали силу священной реки Ганги, протекающей рядом, и направляли ее энергию через тело, достигая состояния блаженства благодаря техникам кундалини-йоги и танцу бангара. После вегетарианского обеда произошло еще немало интересных событий, а завершением дня стал концерт духовной музыки в исполнении Дэвы Премал, Миттена, Снатам Каур, Гуру Сингха и других талантливых музыкантов. Таким образом, в день 11.11.11 мы вместе с участниками фестиваля отметили начало астрологической эры Водолея — новой эпохи, которая будет длиться две тысячи лет. Поговорка гласит: с кем и как встретишь, так и проведешь, и я рад, что в этот день мы оказались в компании осознанных людей, практикующих кундалини-йогу.
Практику сатнанги мы провели на следующий день вместе с одной из участниц концерта, лауреатом премии «Грэмми» Снатам Каур. После практики наша группа осталась, чтобы пообщаться с этой необыкновенной и тонкой женщиной. Ее проникновенные рассказы производили глубокое впечатление. В заключение беседы к нам присоединился муж Снатам Каур и их дочь, которая, подобно маленькой Снатам Каур в прошлом, путешествует с родителями по всему миру — продюсерами известной группы Grateful Dead. Наши девушки ощутили непередаваемое чувство внутреннего умиротворения, исходящее от певицы, и долго не могли расстаться с ней. После разговора мы решили обязательно посетить концерт Снатам Каур в России весной 2013 года.
Нас ожидал подъем в гору и посещение храма Нилкантх, расположенного на высоте 1645 метров. Это один из древнейших и наиболее известных храмов Индии.
Восхождение заняло приблизительно четыре часа, и на протяжении всего пути нас сопровождали стаи диких обезьян, которые выпрашивали еду и пытались выхватить что-нибудь вкусное прямо из рук. Участники экспедиции были готовы к этому и взяли с собой много бананов, однако ненасытные обезьяны быстро завладели ими в первые же минуты.
В пути нас ждал сюрприз. Пунам Дас, последователь Баба Шри Чанда, основателя школы Удаси, пригласил нашу группу в свой подземный дом, напоминающий пещеру. Пунам Дас носит лишь набедренную повязку, и его тело покрыто пеплом. Он продемонстрировал нам свою пещеру, состоящую из трех уровней, где он уже несколько лет живет и медитирует. Мы поднимались туда поочередно, и каждый получал пепельную метку на лоб, служащую символом защиты.
Не всем участникам подъем оказался легким: на пути к храму Нилкантх, который в переводе означает «синее горло», проявилось немало отваги. По преданию, именно здесь, под деревом, где будди Шива принял амрит – нектар бессмертия, смешанный с ядом, – он сумел нейтрализовать ядовитое действие и его горло приобрело синий оттенок. После посещения храма самые смелые участники группы остались на занятие, расположенное на вершине близлежащего холма. По словам ребят, после завершения урока все напряжение, казалось, исчезло, и, вероятно, именно поэтому по дороге обратно мы громко пели любимые песни.
Чтобы поужинать в Ришикеше, мы выбрали популярное заведение «Маленький Будда», которое располагает террасой с видом на реку Ганга. Разнообразие и свежесть предлагаемых блюд настолько понравились всем, что мы заказали несколько позиций. Однако размеры порций оказались значительно больше, чем мы могли осилить.
Продолжение следует.