Сокращение ЧСВ обозначает «чувство собственной важности». Несмотря на то, что этот термин относительно новый и чаще используется среди подростков, само явление существовало и, скорее всего, будет существовать всегда. В качестве примера можно вспомнить Онегина или Печорина — они являются прекрасными образцами людей с завышенным чувством собственной важности!
ЧСВ vs высокая самооценка
Стремление ощущать свою ценность, значимость и заслуживать лучшего – это ли плохо? Сегодня повсеместно говорят о важности высокой самооценки. Давайте выясним, в чем же заключается разница. Особенно учитывая, что именно подростковый период – время ее становления.
Самооценка формируется на основе понимания человеком своих способностей, ценностей и умений. Он учится замечать и принимать как свои сильные стороны, так и недостатки, и действует, основываясь на этом знании. Человек осознает, что ему дано от природы, получено от семьи, приобретено благодаря образованию и опыту, и именно поэтому у него хорошо получается. Он понимает, к чему ему необходимо прилагать усилия. При этом он сохраняет спокойствие, принимая тот факт, что есть области, в которых преуспевают другие, но которые не актуальны или не интересны лично ему. Все мы уникальны, обладаем разными возможностями — и это нормально, это даже может быть любопытным и захватывающим. Человек с высокой самооценкой будет уверенно и последовательно двигаться к намеченной цели.
ЧСВ не способен осознавать и принимать собственные границы. Он также не готов прилагать усилия для достижения целей, завоевания уважения и желаемого статуса. У него есть только два способа самоутверждения: добиться всего без труда или добиться своего, принижая других. «Быть первым среди слабых» – вот его стратегия.
Откуда берутся ЧСВ
Период подросткового возраста характеризуется формированием самооценки, поэтому неизбежны некоторые отклонения. В это время молодому человеку необходимо экспериментировать с различными подходами к взаимодействию с окружающими и достижению целей, и ошибки в этом процессе вполне допустимы. Главное – определить, какие из этих стратегий он выберет для дальнейшего, устойчивого применения.
Рассматривая самооценку как единичный эпизод, можно провести параллель с истерикой трехлетнего ребенка, однако в более сдержанной форме. В основе такого состояния лежит взрывоопасное сочетание страха, чувства собственной уязвимости и ощущения неполноценности, а также острой потребности добиться своего, привлечь внимание и выделиться. Внешне это проявляется в непримиримой твердости и требовании: «Я хочу это именно таким образом!”
Люди с завышенной самооценкой не замечают и не прислушиваются к окружающим, для них важны исключительно собственные желания — в этом проявляется их сходство с маленькими детьми, только начинающими познавать мир.
Учитывая небольшой жизненный опыт подростков, их выбор способов достижения целей также ограничен. Как правило, они ориентируются на те стратегии, которые предлагали семья и ближайшее окружение. В формировании самооценки значительную роль играют родители и учителя, которые нередко прибегали к сравнениям, таким как: «весь класс написал на два, а ты — на четверку!», «ты у меня молодец, а остальные — совершенно неспособны» и подобные. Вероятно, подросткам не удалось усвоить разницу между оценкой совершаемых действий и личности в целом.
Это навсегда?
Безусловно, многие подростки со временем преодолевают завышенную самооценку, подобно тому, как дети в три года справляются с кризисом негативизма. Если человек способен к самоанализу и имеет или приобретает увлекательные занятия, в которых он ощущает себя успешным и удовлетворяющим свои потребности, то, вероятно, завышенная самооценка останется в прошлом как один из этапов личностного роста. Подросток, переживший этот период, как если бы переболел ветрянкой, продолжит свой путь.
Некоторым людям крайне сложно преодолеть завышенную самооценку, даже если их жизнь демонстрирует противоположный опыт. В качестве примера можно привести инстаблогеров, постоянно критикующих окружающих, или отчаянных соблазнителей – это люди, которые, несмотря на возраст, так и не повзрослели из-за своей завышенной самооценки.
Шаги к преодолению
Прежде всего, важно избегать критики, упреков, оскорблений и насмешек, если вы замечаете у подростка завышенную самооценку. В такие моменты он не способен на объективную оценку своих действий, а негативная реакция только ухудшит ваши отношения и затруднит общение. Особенно учитывая, что гормональные изменения делают подростков крайне чувствительными к любым замечаниям.
Несмотря на стремление подростка к независимости и самостоятельности, он по-прежнему остро нуждается в любви, внимании и уважении, возможно, даже сильнее, чем раньше. Это особенно актуально после периодов бурных реакций и протестов, которые можно рассматривать как своего рода проверку на прочность: «Любите ли вы меня, несмотря ни на что?». Поэтому взрослым необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться истерикам, вызванным чувством бессилия или обиды. Важно придерживаться установленных границ, реагировать на возрастные срывы с пониманием и терпением, и продолжать демонстрировать любовь, нежность и уважение. Если общение с подростком затруднено, книги, лекции и консультации психологов могут оказаться полезными.
Для подростка крайне необходимо найти занятие, которое будет приносить ему удовольствие. Это позволит ему раскрыть свой потенциал, обрести уверенность в себе, развиваться и добиваться определенных успехов. Помогите подростку найти такое дело и направить его развитие в позитивное русло. Уважайте его выбор, поскольку оно может быть абсолютно любым. Занятие может быть совершенно не связано со школьной успеваемостью и даже, как это нередко случается, препятствовать стабильным оценкам. Опыт реализации и достижения, как бы странно это ни казалось многим родителям, гораздо ценнее для будущего, чем отличные оценки в дневнике, сопряженные с чувством внутренней пустоты…
В заключение стоит отметить, что в подростковом возрасте происходит отделение от семейных связей, и в связи с этим активно ведутся поиски новых ориентиров для формирования самосознания. Недостаток жизненного опыта может помешать подростку сделать (или сделать сразу) верный выбор для подражания. Ему еще предстоит освоить, как отличить подлинный успех от лишь внешней атрибутики, ведь последнюю гораздо легче имитировать. Инфоцыгане и подобные им «звезды» социальных сетей предлагают себя как гарантов быстрого и всеохватывающего успеха и безграничного счастья, не требующих затрат времени и сил – это предложение «все и сразу» находит живой отклик у подростков! Таким образом, задача взрослых – помочь ребенку отличать важное от неважного и привить ему уверенность в спокойном, обдуманном и систематичном пути к реализации собственных желаний.