Зачастую родители не замечают взаимосвязи между речевыми проблемами у детей и болезнями уха, горла и носа. Однако, по мнению специалистов, эта взаимосвязь вполне понятна. Прежде всего, для овладения речью необходимо хорошее слух, то есть функционирующие уши. Поэтому вопросы, связанные с речью, должны вызывать интерес как у логопедов, так и у оториноларингологов.
Речь и дыхание носом
По словам Виктории Ефимовой, психофизиолога и руководителя клиники «Прогноз», нарушения носового дыхания, часто возникающие из-за ринитов или аденоидов, способны негативно влиять на формирование речи. Эксперт рассказала о механизме этого влияния.
Недостаточное поступление кислорода к мозгу может возникнуть у ребенка, если у него затруднено носовое дыхание — может развиться кислородное голодание. Первоначально оно носит временный характер, однако при отсутствии восстановления нормального дыхания может перейти в хроническую форму. В конечном счете, ребенок может проявлять невнимательность, вялость или повышенную возбудимость, а также испытывать трудности с запоминанием . Всё это может мешать и речевому развитию.
При аденоидах, если носовое дыхание затруднено, ребенок начинает дышать ртом. Со временем это перерастает в привычку, вызывающую анатомические изменения, известные как аденоидный тип лица.
«И действительно, в интернете можно без труда отыскать изображения лиц аденоидного типа проблема не только косметическая: все мышцы, которые необходимы для артикуляции, в этом случае работают не так, как нужно . При наличии неврологических проявлений, пациенту может быть сложно говорить, и речь станет невнятной, отмечает Виктория Ефимова.
Речь и болезни ушей
Для овладения речью ребёнку недостаточно просто слушать, как говорят окружающие. Его слух должен быть способен различать едва заметные нюансы между схожими звуками.
«Эта работа происходит не в ухе, а в мозге. Но если слух снижен даже незначительно, в мозг будет поступать недостоверная и противоречивая информация », — уточняет специалист.
В настоящее время скрининг слуха для новорожденных осуществляется непосредственно в родильных домах, однако возможны исключения. В связи с этим, если у родителей возникают опасения относительно слуха ребенка, психофизиолог рекомендует своевременно обратиться для проведения диагностики в специализированный сурдоцентр.
Заметить незначительное ухудшение слуха порой бывает непросто. К примеру, у ребенка плохое восприятие звуков может быть вызвано:
-
хронических отитов. Если ребенок имеет это заболевание в период наиболее интенсивного развития речи, обычно до трех лет, это может привести к проблемам с речевым развитием;
-
некоторых генетических заболеваний. У детей в возрасте от двух до трех лет они могут вызывать потерю слуха;
-
вирусных заболеваний.
«По словам Виктории Ефимовой, если у ребенка наблюдается задержка в развитии речи, необходимо в первую очередь проверить его слух с помощью специального оборудования. Это особенно важно в возрасте полутора лет, если ребенок использует менее десяти слов.
Еще одной частой причиной нарушений слуха у детей в последнее время стали серные пробки . По мнению профессора кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена, весьма неожиданно, но данная ситуация имеет отношение к особенностям рациона.
«Обычно удаление серы из ушей у ребенка не требуется, так как она естественным образом выходит наружу . Процесс жевания также играет важную роль: мощные жевательные мышцы способствуют перемещению кусочков ушной серы к выходу из слухового прохода. Однако сейчас многих детей дольше, чем требуется, кормят измельчённой пищей. Это препятствует нормальному развитию мышц, ответственных за речь, и увеличивает вероятность формирования серных пробок в ушах», — отмечает Виктория Ефимова.
В данной ситуации без консультации и помощи отоларинголога, способного удалить эту серную пробку, не справиться. Стоит отметить, что сама по себе она не может быть причиной речевых нарушений, однако способна негативно сказываться на слуховом восприятии и общем состоянии здоровья ребенка.
В слуховом канале или носовой полости у маленьких детей не редко обнаруживаются посторонние предметы : мелкие детали конструктора, пуговицы, фишки. Это также следует учитывать. Эти предметы иногда могут находиться в организме ребенка в течение года, о подобных случаях врачи сообщают регулярно.
Последствия
Если ребенок развивается нормально, то для появления речи родителям не требуется прилагать каких-либо дополнительных усилий. По мнению Виктории Ефимовой, речевые задержки и отклонения обычно указывают на наличие проблем с развитием мозга. Проблемы в области ЛОР могут быть лишь одним из факторов, вызывающих подобные нарушения .
«Иногда после перенесенного отита можно наблюдать ускорение речевого развития у детей. Этот факт во многом обусловлен своевременностью обращения родителей за консультацией к специалисту-оториноларингологу. Продолжительное нарушение носового дыхания или ухудшение слуха может негативно сказаться на развитии речи у ребенка. Особое внимание следует уделить детям, не достигших трехлетнего возраста», — подчеркнула эксперт.
В некоторых случаях, после консультации и лечения у врача, специализирующегося на заболеваниях уха, горла и носа, может возникнуть необходимость в занятиях с логопедом, а также в помощи ортодонта, особенно если ребенок длительное время дышал исключительно через рот.
6 и 7 сентября в Санкт-Петербурге, в конгресс-холле отеля «Санкт-Петербург» (Пироговская наб., д. 5/2), состоится пятый образовательный форум «Пластичность мозга ребенка — 2025». На данном мероприятии соберутся ведущие эксперты в области неврологии, психологии, биологии и других связанных наук, которые поделятся актуальными исследованиями и результативными практическими подходами для поддержки детей, имеющих неврологические расстройства. Более детальную информацию можно получить .