Датские сладости и без того считаются самыми дорогими в Европе. Теперь же шоколадный батончик (100 г) будет стоить покупателю на 44 эре (2,5 рубля) дороже, литр мороженого — на 1 крону (около 6 рублей), а большая упаковка конфет — на 2 кроны. И на этом в стране Андерсена не намерены останавливаться. Будущим летом планируется налогообложение еще одной категории продуктов, характеризующихся высоким содержанием насыщенных жирами сыр, сливочное и растительное масло, а также маргарин. Налог составит 25 крон (144 рубля) за килограмм.
В этой области датчане выступают настоящими пионерами, подобно Гагарину в космосе. То, о чем другие государства только обсуждали, здесь воплотили в жизнь.
Обсуждение так называемого налога на жир (англ. fat tax), аналогичного акцизам на табачные и алкогольные изделия, ведется в США, Европе и Канаде начиная с 1985 года. Существующее положение дел, по мнению большинства, достигло крайней точки. С одной стороны, джанкфуд уже давно стал частью гастрономических будней, ведь он обходится несравнимо дешевле, чем свежие продукты и блюда. С другой — неумеренное потребление промышленной «еды на вынос» медики называют провокатором самых серьезных болезней цивилизации, от ожирения и сахарного диабета до онкологии. Кроме того, научно доказано, что злоупотребление сладкой и жирной пищей вызывает химические изменения в мозге и формирует зависимость сродни кокаиновой — многие люди разрушают свое здоровье, не в силах ей противостоять.
Как можно сопротивляться, если силы настолько дисбаланс? Меня, к примеру, удивило то, что я узнала из книги «Конец переедания: как обуздать неутолимый аппетит», вышедшей этим летом. Ее автор, бывший глава FDA (Федерального агентства по контролю за продуктами питания и медикаментов США) Дэвид Кесслер, раскрыл, какие сложные приемы используют производители, добавляя жиры, сахар и соль, чтобы создавать вкус тортов и пирожных, вызывающий постоянное желание повторить. Они сами признают, что стремятся «подсадить» потребителя. Неудивительно, что люди с низким доходом (и весь мир вслед за ними) переживают настоящий абстинентный синдром, когда пытаются отказаться от сладкого и похудеть.
Что касается маркетологов и их навязчивой рекламы? Соблазнительные витрины кондитерских и изображения аппетитных блюд, встречающиеся повсеместно и вызывающие немедленное слюноотделение? Неслучайно подобные изображения получили название «гастропорно» — они воздействуют на инстинкт питания, подобно тому, как порнография воздействует на инстинкт размножения.
В последнее время в рекламной индустрии сладостей возникла еще одна интересная тенденция: конфеты рекламируют, представляя их как горькие лекарства. Одной из последних разработок в этом направлении является — шоколад, стилизованный под настоящие таблетки. Их предлагает популярный интернет-магазин Prezzybox, расположенный в Великобритании. Согласно их утверждению, вы и так употребляете сладкое для улучшения настроения и восстановления энергии. Так что продолжайте это делать, желательно ежедневно — это именно то, что необходимо. В прилагаемой инструкции к сладостям указаны ситуации, в которых их можно использовать: в плохую погоду, после расставания, при неприятном начальнике, после неудачного похода к парикмахеру и так далее. Поводом найдется всегда. Ну и кто сказал, что они не думают о нашем здоровье?
Ранее я уже реализовывал подобный проект, но в более масштабном формате кондитерский магазинчик Happy Pills в Барселоне. Дизайн — как в аптеке, вокруг баночки, скляночки, коробочки для пилюль и аптечки первой помощи. Вместо лекарств — ассорти из разноцветной карамели, тянучек, мармеладных мишек, шоколадных шариков и еще несколько очаровательных рецептов на выбор: «от невыносимой тяжести бытия», «от понедельников» и даже «от стиральных машин, которые ломаются без предупреждения».
Вокруг этого магазина возникла оживлённая дискуссия. Многие выразили возмущение: с одной стороны, после посещения подобного заведения дети могут принять лекарства за сладости и отравиться. А с другой стороны, это неэтично и безответственно – продавать нездоровую пищу, маскируя её под лекарственные препараты и эксплуатируя веру людей в чудодейственные таблетки.
По мнению специалистов, введение налога на продукты, богатые сахаром, жирами и солью, могло бы в определенной степени оградить людей от необдуманных решений, поскольку позволило бы уменьшить потребление фастфуда как минимум на 25%. Однако существует сложность: пока не определены точные категории товаров, подлежащих налогообложению, и не ясен эффект для потребителей, особенно для людей с ограниченным бюджетом. Существует вероятность того, что они просто заменят одни вредные продукты на другие. Кроме того, подобная мера ограничивает свободу выбора потребителя.
По мнению экспертов, датский эксперимент, скорее всего, не приведет к существенным дефицитам в бюджете любителей сладостей. Однако, окажет ли эта инициатива ожидаемое положительное влияние на здоровье, остается открытым вопросом.
Хотя это может напомнить антиутопию, описанную Оруэллом, я, несмотря на свою любовь к шоколаду, вероятно, поддержала бы подобный налог в нашей стране. Представляем данные опроса, проведенного агентством Profi Online Research. Почти 21% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет в нашей стране ежедневно заменяют обед шоколадными батончиками, запивая их газировкой для утоления жажды. Таким образом, они по сути перешли на заменители, которые не имеют ничего общего с сбалансированным питанием. Приблизительно столько же людей придерживается подобной диеты несколько раз в неделю. «Для многих шоколадные батончики стали способом быстро насытиться, когда нет возможности полноценно пообедать», – отмечает директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова. При этом доступная цена сладкого фастфуда является второй, после предпочтительного вкуса, причиной выбора в его пользу.
Поможет ли укрепление национальной валюты, аналогичное тому, что произошло с датской кроной, способствовать оздоровлению общества?