Идея быстрого питания сама по себе не является чем-то предосудительным. Бульонные кубики, готовые блюда, продающиеся в магазинах, и любой полуфабрикат также относятся к фастфуду. Можно сколько угодно рассуждать о пользе салата из одуванчиков с лимонным соком, но когда возникает сильный голод, мало кто из нас предпочтет «лист капустный» – человек по природе своей тяготеет к более калорийной пище. Особенно это касается детей, чьи вкусы еще не сформированы под влиянием представлений о здоровом питании. Например, ежегодно жители США потребляют фастфуда на сумму 173 миллиарда долларов, причем американские родители тратят на питание детей в быстром темпе больше, чем на игрушки, музыку, кино и книги вместе взятые. Высокое содержание жиров, животного белка и сахара, в сочетании с недостатком витаминов и клетчатки, привело к росту числа хронических заболеваний, в том числе и среди российских детей. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, именно реклама оказывает влияние на формирование детских пищевых предпочтений.
Взрослые люди менее склонны доверять рекламе, но больше внимания уделяют знаменитостям. Так, Пэрис Хилтон в эфире публично выразила свою любовь к «Макдоналдсу», и ее высказывание «Я предпочитаю либо черную икру, либо гамбургер» стало очень популярным. Актриса Сиенна Миллер открыто заявляет о своей привязанности к нездоровой пище: «Я действительно люблю яичницу с беконом, вафли и гамбургеры, и не переношу диеты». Хиллари Суонк, получив премию «Оскар», отпраздновала это событие с друзьями в ближайшем кафе. Наших соотечественниц Марию Шарапову, Жанну Фриске и Ксению Собчак нередко заставали за едой в сетевых ресторанах или с пластиковыми стаканчиками в руках.
«Почему мне должно быть хуже?» — думает обычный покупатель и наслаждается молочными коктейлями с огромным содержанием калорий и картофелем фри с сырным соусом. О том, к чему это приводит, рассказывать не нужно: лишним весом страдают 45% детей в США. Среди взрослого населения этот показатель еще более высокий. В результате американцы ежегодно расходуют 5,2 миллиарда долларов на программы снижения веса и 4,2 миллиарда долларов — на книги о диетах.
Существуют многочисленные публикации и онлайн-ресурсы, посвященные рекомендациям по питанию в заведениях быстрого обслуживания. В них проводится сопоставление меню разных сетей с точки зрения их состава и калорийности (см. «Сбалансированное питание»). Например, на сайте www.helpguide.org, калифорнийские врачи и психологи провели исследование и выделили общие рекомендации по питанию в ресторанах быстрого обслуживания. Помимо общепринятых советов о негативном влиянии больших порций, важности тщательного пережевывания и необходимости употребления овощей и зелени, авторы также указывают на другие аспекты быстрой еды, которые следует учитывать. Например, не все блюда с низкой калорийностью оказываются полезными, так как часто содержат заменители сахара, усилители вкуса и синтетические жиры. Продукты с пометкой «light» нередко оказываются более вредными, чем их более калорийные аналоги, приготовленные из натуральных ингредиентов. Кроме того, предпочтительнее выбирать напитки без искусственных красителей.
В последнее время стал появляться фастфуд нового типа, и в кафе, ресторанах быстрого питания теперь можно найти блюда, приготовленные из натуральных и качественных ингредиентов.
В Великобритании можно встретить такие сети, как Pret A Manger и кафе Ozone. Испанский кулинар Ферран Андриа, являющийся одним из пионеров молекулярной кухни) в Мадриде открылась сеть кафе Fast Good, предлагающая гамбургеры, картофель фри и другие знакомые блюда, но приготовленные по ресторанным стандартам. В Соединенных Штатах Америки сети, такие как Gusto Organics и O’Naturals, разрабатывают разнообразные вегетарианские предложения, включающие пасту из твердых сортов пшеницы и супы. В Москве по аналогичному принципу функционирует Prime Star, хотя качество свежести продуктов здесь может быть нестабильным. В московской сети Wokie Dokie посетители могут самостоятельно формировать обед, исключая калорийные соусы и масло для жарки, а в сети «Якитория бенто» можно взять с собой любые позиции из широкого ассортимента суши и сашими.
Хотя в Москве количество заведений здорового фастфуда пока незначительно, во всем мире эта тенденция развивается активно: многие кафе предлагают бургеры из говядины, не содержащие антибиотиков и гормонов роста, а также печеную картошку вместо жареной. Существует возможность самостоятельно приготовить сэндвич с курицей, салатом и лепешкой из теста без дрожжей. Или с лососем и овощами.
Крупнейшие международные компании McDonald’s, KFC, Burger King и Wendy’s также активно участвуют в этом процессе, последовательно уменьшая трансжиров в рецептуре или вовсе от них отказываются, предлагая свежие салаты, бургеры без мяса или буритто без сыра и сметаны. Если и дальше так пойдет, быстрая еда не будет ассоциироваться с опасностью для здоровья, ведь многие любят фастфуд именно за его простоту, а не за жир и калории.