Изначально термин «гастропорно» (от англ. gastroporn) появился в канадской газете The Globe and Mail в 1985 году. Тогда автор статьи Джоанн Кейтс описывала, как создавать максимально привлекательные фотографии блюд. За прошедшее время это слово стало широко распространенным.
В настоящее время его можно интерпретировать двояко.
иногда описания блюд перекликаются с лексикой, свойственной эротической литературе. Такой пафос характерен для излишне претенциозных кулинарных изданий и некоторых ресторанных меню: «Сочный, слегка влажный, манящий, нежный мусс буквально растворяется во рту».
некоторые продукты питания способны вызывать у людей ощущения, аналогичные сексуальному возбуждению. Например, в пекарнях и кофейнях выпечку намеренно демонстрируют на витринах, используя специальное теплое освещение, а пирожные располагают на красных салфетках – красном цвете, традиционно ассоциирующемся с искушением. В помещениях распространяют ароматы какао и корицы: эти стимулирующие запахи побуждают нас либо спешно планировать встречи, либо, что представляется более простым и быстрым вариантом, заказывать дополнительную порцию восхитительного десерта.
В сознании потребителя всё переплелось: эстетическое наслаждение, сдержанное удовольствие от подглядывания, сублимация сексуальных желаний и даже элементы ролевых игр. Как однажды метко подметил корреспондент The Sydney Morning Herald Ричард Гловер: «Эпоха Playboy осталась в прошлом, и теперь молодые пары, устраиваясь вечером в постели, рассматривают изображения из кулинарных журналов и мечтают о том, как вкусно это можно приготовить». А психологи отмечают, что у успешных женщин возбуждает даже само слово «шеф», обращенное к талантливому повару.
В гастрономической культуре, ориентированной на визуальный контент, уже сформировались свои кумиры, среди которых наиболее известен «голый повар» планеты Джейми Оливер и фигуристая искусительница Найджелла Лоусон. В их кулинарных программах и книгах одной из главных приправ выступает секс. Джейми подкупает своей непосредственностью и ярко выраженной мужской харизмой. Фанаты Найджеллы обсуждают не индейку карри по ее рецепту, а глубину выреза и размер груди «кухонной богини».
Американский телеканал Food Network, пользующийся огромной популярностью в последние годы, открыто признает, что выявил сходства между порнографией и кулинарией. Как и обычная порнография, гастропорно представляет собой сказку, идеализацию и своего рода утешение. В кулинарных книгах и телепередачах по приготовлению пищи сложные блюда кажутся поварам легкой задачей. Созерцая изображения, например, утки, фаршированной черносливом и кешью, зритель стремится оказаться в центре происходящего, рядом с изысканными продуктами. И в то же время убежден, что сам сможет приготовить нечто столь же впечатляющее.
«Мы стремимся создать атмосферу чувственности и роскоши, в которую хочется окунуться, — заявляет вице-президент Food Network Боб Тучман. — Безусловно, это идеальный, утопический мир, но кто бы не захотел оказаться в нем?»