В школе мы с друзьями объединялись и подражали рэперам, повторяя жесты и строки, например, Децла. Примерно полгода назад я вспомнил о своём детстве и организовал дома небольшую студию. Я приобрел миди-клавиатуру, драм-машину, высококачественную звуковую карту для компьютера и микрофон. Я пытался создавать собственную музыку и сочинять тексты к ней — проводил эксперименты. А совсем недавно я решил заняться чем-то более основательным, арендовал профессиональную студию и… был потрясен.
Поняв, что я никогда ранее не работал в студии, коллеги пожали плечами и поощрили меня приступить к работе. Мне показалось, что достаточно будет просто импровизировать под музыку. Однако, все оказалось гораздо сложнее. В первый же день работы в студии я сделал для себя три важных открытия. Неизвестно, сколько еще открытий меня ждет.
профессиональный микрофон отличается высокой чувствительностью. Звукорежиссер обращается к тебе с вопросом: «Вы что, кричите? Этот микрофон стоит пять тысяч евро, он улавливает даже самые тихие звуки, поверьте». Ты парируешь: «Я, кажется, не кричу». В ответ он предлагает: «Послушайте сами». И тогда выясняется, что ты повредил голосовые связки. Студийный микрофон настолько чувствителен, что улавливает даже звук, когда ты засовываешь руку в карман и достаешь телефон. Движения руки в болоньевой куртке, когда ты поднимаешь и опускаешь ее, фиксируются записью в виде шуршания. Именно поэтому артисты в студии снимают с себя всю одежду, которая может создавать лишний шум.
танцы и рэп подчиняются одним и тем же принципам. Голос должен быть таким же расслабленным, как и тело во время танца. Во время исполнения рэпа создается впечатление, будто вы танцуете языком и голосовыми связками. Опыт в танцах подсказывает, что музыка состоит из сильных и слабых долей. Поэтому при чтении рэпа вам легко дается импровизация с паузами, которые выдерживаются в подходящих местах. Интересно, что тексты рэперов – это также импровизация. Вы спонтанно рассказываете историю, но делаете это в рифму. Например: «Я ехал в метро — вышел из него — поднялся туда — где меня ждала она…»
ключевым элементом является способность удерживать одну ноту как можно дольше. Вокалисты тренируют голосовые связки, растягивая звучание ноты на 30–40 секунд. Этот навык востребован и у исполнителей рэпа. Вы произносите текст на одной ноте, в той же тональности, в которой звучит музыка. Освоив это и научившись умело использовать паузы (см. пункт два), можно считать себя рэпером. Дальше важна практика.
Я ежедневно занимаюсь практикой. Надеваю одежду, встаю перед зеркалом и начинаю читать импровизацию. Записываю на диктофон и даю прослушать друзьям. Я испытываю смущение, они смеются. Однако я не расстраиваюсь: с юмором отношусь к своему творчеству, ведь я совсем недавно начал. Вот один из моих текстов, написанных недавно. Я стремился выразить мысль о том, что не стоит бояться. Нужно просто действовать, и всё получится.
«Ты положил начало
Тому, что происходит,
И все переживания
На задний план уходят.
Тут одна программа:
Идти только вперед,
А за твоей спиной —
Очередной порт.
И ты идешь к свету
Со своею мечтой.
Твое тело согрето
Лишь только ей одной.
Стой.
Вокруг тебя кричат:
“Остановись!”
Но ты не в силах,
Твой взгляд направлен ввысь».
Полезные ссылки:
с Ильей Вяльцевым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».
.