Когда зародилась йога, остается неясным. Наскальные изображения, запечатлевшие людей, выполняющих асаны, археологи датируют эти находки периодом, охватывающим около 3000 лет до нашей эры. Однако, некоторые исследователи полагают, что йога имеет гораздо более древнюю историю, указывая на ее перекликающиеся черты с шаманизмом. Их точка зрения заключается в том, что первоначально и йога, и шаманизм служили схожим задачам – исцелению членов общины. И йоги, и шаманы выступали в роли связующих звеньев между людьми и высшими силами, определяющими судьбу их соплеменников.
В истории йоги можно выделить пять этапов: доведический, ведический, доклассический, классический и постклассический.
В доведический период, изначальные, или доисторические, знания йогов передавались устно. Считается, что в те времена люди легко запоминали большие объемы информации (а впоследствии утратили эту способность, что и послужило причиной необходимости фиксировать знания на письме). Согласно легенде, в ведический период бог Вишну впервые передал учение о йоге пращуру Солнца, царю Ману. В дальнейшем, в период доклассической йоги, эти знания также получил герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Арджуна.
Ведический период связан с появлением Вед — сборника священных писаний, ставшего основой современного индуизма. В Ведах излагается древнейшее учение — ведическая йога. Для этого периода характерны ритуалы и обряды, позволяющие преодолеть границы сознания. Жить в божественной гармонии простых людей учили риши — ведические йоги, которые благодаря интенсивной духовной практике могли предсказывать будущее. Также в этот период йоги стремились к уединению и жили в лесах.
Доклассическая йога ознаменована созданием Упанишад. На Западе считают, что первые Упанишады появились в VIII веке до н. э., но индийские ученые придерживаются мнения, что эти древние писания существовали до «Бхагавад-гиты», предположительно созданной за 3000 лет до н. э. В Упанишадах дается более детальное описание ведического учения и разъясняются три главных аспекта жизни: универсальная Вселенная (брахман), внутренняя Вселенная (атман) и отношения между ними.
По мнению индийских историков, «Бхагавад-гита» основывается на идеях, представленных в Упанишадах. Главная идея этого текста заключается в том, что жизнь требует активности и действий, совершаемых с состраданием и преодолением эгоизма. В «Гите» выделяются три ключевых аспекта человеческой жизни: бхакти (преданная любовь), джняна (знание или глубокое размышление) и карма (бескорыстные действия).
В это же время возник буддизм. В VI веке до нашей эры индийский принц Сиддхартха Гаутама, изучавший йогу, в возрасте 35 лет достиг просветления и начал проповедовать учения буддизма, акцентируя внимание на важности медитации и практики йогических асан.
Начало классического периода отсчитывают с момента появления Йога-сутр, собранных мудрецом Патанджали за 150 лет до н. э. Впервые принципы йоги были изложены в письменном виде. Труд состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые разъясняют основные принципы раджа-йоги (см. «Йога-сутра Патанджали»). По мнению Патанджали, каждый человек формируется из материи ( пракрити) и духа (пуруша), и требуется провести их разделение для очищения духа. Данное утверждение противоречило ведической и доклассической йоге, где большое значение уделялось слиянию тела и духа. Принципы Патанджали доминировали на протяжении нескольких столетий, и многие йоги сосредоточивались на медитации, уделяя недостаточно внимания асанам. Существенно позже идея значимости практики асан была возрождена: они оказались необходимы для того, чтобы менять тело и делать его бессмертным.
Постклассическая йога имеет дело исключительно с реальностью: человека учат принимать мир и жить настоящим. В конце XIX века йога появляется на Западе. В 30-х годах XX века о ней много говорят в связи с возросшим интересом к здоровому образу жизни и вегетарианству. В период с 50-х по 60-е годы многие индийские наставники отправлялись на Запад, чтобы распространять знания о йоге: Шри Б. К. С. Айенгар, рассказавший о йоге на современном языке, Махариши Махеш, популяризатор трансцендентальной медитации, Свами Шивананда, написавший более 200 книг о йоге и философии, Свами Сатчитананда, который представил ритуальное песнопение и йогу на пацифистском рок-фестивале в Вудстоке. В 70-х годах Йоги Бхаджан открыл западному миру традицию кундалини-йоги.
Полезные ссылки:
в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».