В мире растет экологическая грамотность населения, что приводит к увеличению спроса на органическую и натуральную косметику. Сертификация, или экомаркировка, помогает потребителям сделать правильный и удобный выбор).
Что такое «натуральность» и «экологичность»
Стоит сразу признаться: в мире отсутствует законодательное закрепление понятия «натуральная косметика». Тем не менее, в международном профессиональном сообществе уже сформировалось общее представление о том, что это подразумевает.
«Натуральная косметика — это средства, в составе которых отсутствуют нефтехимические компоненты, а также ингредиенты, представляющие опасность для здоровья человека и экологической обстановки, — отмечает Татьяна Лебедева занимает должность исполнительного директора в Союзе производителей натуральной, органической и экокосметики ONE. — В большинстве случаев при создании натуральной косметики не используются компоненты животного происхождения, добыча которых может негативно сказаться на дикой природе. Проведение испытаний на животных также исключено. К изготовлению такой продукции предъявляются более строгие экологические требования. Органическая косметика представляет собой натуральную продукцию, но с определенной долей ингредиентов, полученных из органического земледелия».
На фото:Татьяна Лебедева, исполнительный директор Соза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE.
Современная натуральная косметика – это результат последних достижений в области зеленой и биохимии, одной из наиболее динамично развивающихся сфер науки. Компании, выпускающие востребованную натуральную косметику, являются лидерами в косметической и парфюмерной индустрии.
Помимо использования солнечных панелей, электромобилей и переработки отходов, создание высококачественной натуральной косметики стало неотъемлемой частью нашего общего будущего, в котором продукты для красоты не наносят вреда ни человеку, ни экологии.
Как выбирать натуральную косметику
Чтобы сделать правильный выбор, покупателю необходимо обладать знаниями и опытом в оценке натуральности продукта, основываясь на составе используемых ингредиентов. Альтернативным и надежным способом является выбор проверенного производителя или бренда.
«По словам нашего эксперта, в мире насчитывается около тридцати стандартов для натуральной косметики. Это добровольные требования, подтверждение соответствию которым осуществляется посредством сертификации. В России наиболее популярны COSMOS (Cosmos Organic, Cosmos Natural) от сертифицирующего органа ECOCert и ICEA, USDA Organic, NSF, Nature, Demeter. Сертификация – наиболее удобный способ для производителя доказать натуральность своей продукции. И самый простой способ для потребителя отличить настоящий натуральный или органический продукт от товара, который лишь стремится имитировать таковой, то есть от гринвошинга».
В западных странах Евросоюза широко применяется экосертификация натуральной и органической косметики, которая постепенно завоевывает популярность и в других регионах, включая Азию. В Германии и Франции сертификации подвергается 70% продукции из натурального косметического сырья.
В соответствии с международными стандартами, экосертификация, осуществляемая независимой аккредитованной организацией (согласно стандарту ISO 17065), является наиболее эффективным и широко используемым методом, позволяющим исключить из обращения недобросовестные заявления об экологичности продукции и товаров, и она рекомендована программой ООН по окружающей среде (UNEP).
Что такое гринвошинг и в чем его опасность
В настоящее время на большинстве кремов и шампуней можно встретить изображение зеленого листочка и подобные надписи, такие как «сила природы» или «органическое масло миндаля», «растительная косметика» и тому подобное.
«По словам Татьяны Лебедевой, гораздо легче и дешевле использовать маркетинговые приемы, такие как гринвошинг, чем создавать действительно эффективную натуральную косметику. Цель гринвошинга – ввести потребителя в заблуждение, однако проблема затрагивает более широкий круг лиц: эти приемы могут дезинформировать и розничные сети, специализирующиеся на косметике, и деловые круги, а также органы, осуществляющие регулирование. Ярким примером является ситуация с «биоразлагаемыми» пакетами, которые не подвергаются разложению на российских полигонах».
В настоящее время на российском рынке натуральной косметики наблюдаются определенные изменения
Ранее стандарт Cosmos, сертифицируемый Ecocert, активно завоевывал признание в России, чему способствовали российские бренды, такие как Natura Siberica, Levrana, Mi&ko и другие, получившие данную сертификацию.
«По словам нашего эксперта, начиная с февраля 2022 года сертификация в России была практически остановлена, в частности, из-за трудностей, с которыми столкнулись европейские аудиторы при проведении инспекций на территории РФ. В связи с этим стало сложнее установить подлинность косметических продуктов, представленных в настоящее время в продаже. Именно сейчас России крайне необходим собственный, четко определенный стандарт сертификации натуральной косметики».
OneProof – это новый российский стандарт. Стандарт OneProof представляет собой свод добровольных экологических норм для натуральной (OneProof NATURAL) и органической (OneProof ORGANIC) косметики, а также для ингредиентов, используемых в производстве косметических средств. Он исключает использование нефтехимических веществ, производственные процессы, потенциально опасные для экологии, ингредиенты, получаемые с нанесением вреда позвоночным животным, и спорные для природы компоненты, такие как микропластик.
OneProof создан, опираясь на авторитетные международные стандарты для продукции, относящейся к натуральной и органической косметике Cosmos* и NaTrue. Стандарты Cosmos* и NaTrue занимают лидирующие позиции в сфере доверия среди специалистов и узнаваемости среди покупателей натуральной косметики в Европе и ряде других стран.
«По словам нашего эксперта, ключевыми принципами стандарта OneProof являются отслеживание источников сырья и косметических компонентов, описание производственных этапов и другие аспекты. Также важным является принцип предосторожности: OneProof не допускает использование ингредиентов, вызывающих опасения у мирового научного сообщества в отношении их воздействия на здоровье человека и состояние окружающей среды».
Информация проверена экспертом
Татьяна Лебедева
исполнительный директор Союза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE