По мнению многих психологов, основным барьером на пути к росту доходов зачастую является — это мы сами. А все потому, что многим из нас стыдно и неловко при мысли о необходимости просить у шефа повысить зарплату.
«Внутренне мы склонны считать начальство заботливыми родителями, которые, безусловно, должны увидеть и по достоинству оценить наши усилия. Но руководство — это не папа с мамой. Пора отбросить эту иллюзию и занять позицию взрослого, а не ребенка», — поясняет клинический психолог Алиса Галац.
«Не стоит опасаться, поскольку речь не идет о незаконных действиях или присвоении чужого имущества. Это стандартная практика переговоров, где успех сопутствует тому, кто представит наиболее убедительные аргументы», — добавляет Анна Журба, психолог «Центра психологического консультирования Анастасии Паромной».
Рассмотрим более детально стратегию и тактику ведения разговора о повышении заработной платы.
Прибавка к зарплате: с кем ее обсудить?
«Обсуждать вопрос повышения следует с лицом, обладающим полномочиями для принятия решений», — рекомендует Инна Иголкина, я, специалист тренинговой компании «Таймсейвер». Возможно, это ваш руководитель или лицо, ответственное за ваше трудоустройство.
Прежде чем обращаться к руководству, рекомендуется установить конструктивные отношения с сотрудником отдела кадров. По мнению консультанта по продукту Антон Мартьянов, именно он сможет прояснить текущее финансовое положение компании и определить, целесообразно ли затрагивать тему повышения зарплаты.
Когда и где лучше инициировать обсуждение повышения заработной платы?
Специалисты советуют затрагивать этот вопрос только в рабочей обстановке. Важно выбрать подходящий момент, когда руководитель находится в позитивном настроении и не отвлечен срочными задачами. В противном случае есть вероятность столкнуться с негативной реакцией!
По мнению Антона Мартьянова, начинать обсуждение повышения зарплаты следует в подходящий момент — когда формируется бюджет на следующий год.
Не стоит затрагивать тему повышения зарплаты во время корпоративных мероприятий или в предпраздничную пору. Руководящий персонал, как и все остальные, нуждается в отдыхе, и подобный разговор вряд ли доставит ему удовольствие», — поясняет Инна Иголкина.
[new-page]
Как мотивировать повышение?
По словам Анны Журбы, просьбу о повышении следует выдвигать с достоинством, в спокойной и обдуманной манере, избегая при этом неискренних обещаний, манипуляций и жалоб. Например, не стоит рассказывать руководству о переработках, сравнивать себя с коллегами, заявляя о несправедливости, или делиться сведениями о личных обстоятельствах, таких как наличие домашних животных, отсутствие дохода у супруга и кредитная задолженность.
Если вы не планируете покидать рабочее место, не используйте угрозу увольнения в качестве инструмента давления. Руководитель может расценить подобное поведение как проявление неверности компании и испытать негативные чувства», — отмечает Инна Иголкина.
Лучший аргумент для прибавки — ваши профессиональные заслуги, а не личные проблемы. Заявите начальству о своих достижениях за последний год: укажите на успешные проекты, прибыль, которую вы принесли компании, дополнительные обязанности, повышение квалификации и так далее. Помните — меньше эмоций, больше цифр и фактов.
«Пожалуйста, обратите внимание, что повышение стимулирует вас к достижению большего количества подобных результатов», — отмечает Анна Журба.
Сколько просить?
Стандартный размер прибавки — в качестве начальной точки предлагается отчисления в размере 20% от вашей текущей заработной платы. Тем не менее, вы имеете право запросить большую сумму — все зависит от принятых в компании негласных правил, отношений с шефом и общем состоянии дел на рынке.
Инна Иголкина отмечает, что обращаться с просьбой о повышении заработной платы следует не более чем один-два раза в год. Если в прошлый раз вам была предоставлена значительная прибавка к зарплате, рекомендуется проявить сдержанность, чтобы избежать нежелательной реакции со стороны руководства», — говорит эксперт.
Что делать в случае отказа?
Даже если вы столкнулись с отказом, не стоит отчаиваться и прекращать попытки. Психологи определяют три вероятные модели поведения в подобной ситуации:
– Сделайте небольшую паузу. «Спустя месяц-полтора стоит вернуться к этому обсуждению, напомнив руководителю, что вы хотите вести переговоры в качестве наемного сотрудника, а не человека, вынужденного к подобным действиям», — отмечает Анна Журба.
– Проявите инициативу. В случае отказа попросите руководителя посоветовать, какие шаги необходимо предпринять для увеличения дохода. Можно предложить взять на себя дополнительные задачи в обмен на повышение заработной платы.
– Подумайте о смене работы. «Если вам доступны более выгодные варианты, которые соответствуют вашим ожиданиям, не стоит оставаться на текущей позиции — скорее всего, вы просто потеряете время. Работодатели охотнее повышают зарплату новым сотрудникам, чем старым, которые “пережили” отказ и ничего не предприняли», — отмечает Инна Иголкина.
Не стоит забывать и о способности запрашивать увеличение заработной платы — важный навык не только в экономическом, но и психологическом плане. С помощью него вы формируете позитивную «Я-концепцию» и демонстрируете окружающим, что уважаете и цените свой труд.