Нам бывает трудно эффективно справляться с одновременным выполнением нескольких задач?
<<Когда речь заходит о многозадачности, чаще всего подразумевается не одновременное выполнение нескольких задач, а необходимость оперативного переключения между ними. Эффективность в данном случае определяется множеством факторов, включая особенности темперамента, устойчивость к стрессу и гибкость мышления. Например, сангвиникам легче адаптироваться к такому режиму, тогда как меланхоликам сложнее. Это объясняется тем, что у сангвиников нервная система более податлива и способна к адаптации клинический психолог Алиса Галац.
Несмотря на это, по словам эксперта, стресс неизбежен, когда проблемы наваливаются одна за другой, и мы не понимаем, с чего начать и как справиться со всем объемом работы. «Сегодня практически любая деятельность требует умения работать с несколькими задачами одновременно. Однако возможности нашей оперативной памяти ограничены, и мы не можем параллельно решать несколько задач без ущерба для результата. Это особенно актуально, если речь идет о творческих задачах, которые требуют максимальной концентрации», — отмечает Алиса Галац.
По словам эксперта, наиболее сложную задачу представляет многозадачность для людей, склонных к тревожности, жестко реагирующих на эмоции, медлительных или, наоборот, энергичных, но испытывающих эмоциональную нестабильность. Для таких людей сложно эффективно распределять время, определять приоритеты и помнить о задаче, прерванной ради более срочного дела. Ухудшают ситуацию и внешние факторы, например, уровень стресса на работе, использование социальных сетей, приводящее к отвлечению, или общительные коллеги.
По мнению специалиста, независимо от исходных способностей и обстоятельств, способность выполнять несколько задач одновременно поддается развитию и требует целенаправленных усилий. В ином случае человек постоянно будет испытывать ощущение нехватки времени и неспособность справляться с задачами, что может привести к нервным срывам, депрессии или эмоциональному выгоранию, — отмечает психолог.
Оптимальные стратегии для продуктивной работы при одновременном выполнении нескольких задач
Эксперт считает, что ключевыми факторами достижения успеха являются самодисциплина, целеустремленность и способность к адаптации. Ниже представлены базовые шаги, которые помогут вам начать работу над развитием этих качеств.
Заранее составляйте план дел
В перечень можно добавлять не только конкретные задачи, такие как звонки или отправка сообщений, но и цели, которых вы планируете достичь. Это позволит вам не только эффективнее сосредотачиваться на работе, но и сохранять стимул для ее выполнения.
Ранжируйте дела по важности
Их можно, например, условно разделить на три категории. В первую группу входят «срочные» дела, которые требуют немедленного выполнения, чтобы избежать проблем. Во вторую — «текущие» задачи, важные, но требующие значительных затрат времени (их целесообразно разделить на несколько этапов). В третью — «рутинные» дела, ежедневные и привычные, не требующие особых умственных усилий, но необходимые для поддержания рабочего процесса: внесение данных в таблицу, ответы на электронные письма и т.д. «Подобная классификация упрощает ориентирование в рабочем потоке и позволяет не тратить время на выполнение второстепенных задач в ущерб действительно важным», – подчеркивает психолог.
Не делайте одновременно похожие дела
<<Для экономии ресурсов мозг склонен объединять схожие задачи, не замечая их отличий. В связи с этим, мы можем легко допустить ошибку, если одновременно печатаем текст и разговариваем. Эксперт советует стараться решать параллельно задачи, относящиеся к совершенно разным сферам, например, вести беседу и убирать на столе. Задачи, требующие схожих действий, лучше выполнять в разное время или последовательно.
Развивайте концентрацию внимания и переключаемость
<<Если вам сложно прервать работу над задачей ради более важной, используйте вспомогательные приемы: делайте записи в ежедневнике о том, на каком этапе вы остановились, настраивайте уведомления на телефоне и так далее. Также рекомендуется развивать гибкость мышления и концентрацию, решая специальные задачи и выполняя упражнения, которые легко найти в сети.
Фиксируйте результаты
Помечайте выполненные задачи – закрывайте вкладки в браузере, сохраняйте их в отдельную папку и так далее. <<Такой подход дает мозгу понять, что задача решена и не требует дополнительных усилий. К тому же, он позволяет визуально отслеживать ваши достижения и контролировать результативность>>, – отмечает психолог.
Делайте перерывы
Не стоит пытаться выполнить все задачи утром, работая на износ, чтобы потом большую часть дня проводить в социальных сетях. Такой подход приведет к переутомлению и снижению эффективности. Лучше равномерно распределите рабочую нагрузку на весь день и делайте перерывы на отдых после выполнения определенной части работы.
Контролируйте <<пустое>> время
Прокрастинация – распространенный препятствие для эффективной многозадачности, поскольку она истощает ресурсы, нарушает рабочий процесс и приводит к снижению концентрации внимания. Поэтому важно сократить время, затрачиваемое на бесполезные занятия: недолгие разговоры с коллегами, длительный перерыв на обед, просмотр социальных сетей.