В личном рейтинге инженерных разработок велосипед занимает второе место, уступая лишь колесу. Этот вывод я сделал три года назад, когда, спустя 20 лет, вновь сел на велосипед и за несколько весенних недель неторопливо объехал половину Крыма. Кроме того, когда я полтора года проживал в отдаленных районах Америки, где отсутствовали автобусы и такси, я оценил преимущества велотранспорта. И сейчас, на родине, моя привязанность к велосипедам только усиливается с каждой поездкой на высокой скорости вдоль плотных пробок. Оцените сами: поездка на метро от работы до дома занимает полчаса, на автомобиле – от пятнадцати минут до неопределенного времени, а на велосипеде – занимает неизменно семнадцать минут.
Если вы, подобно мне, собираетесь в этом году купить велосипед, я поделюсь советами, которые мне дали независимые эксперты, не связанные с интересами производителей.
Цель
Прежде всего, необходимо определиться с тем, для чего вам нужен велосипед и какую роль он будет играть в вашей жизни. Велосипеды классифицируются по их назначению следующим образом.
BMX (Bicycle motocross) — внешне напоминающие детские велосипеды, но отличающиеся повышенной прочностью и маневренностью. Их создали в 1970-х годах в Америке, предназначенные для подростков, чтобы выполнять акробатические элементы и передвигаться по городским условиям ( стрит) и трассам (дерт). Если вы не собираетесь демонстрировать свои навыки перед мужчинами, переходите к следующей витрине.
Горные (MTB, mountain bike) — это самый широкий ассортимент, включающий в себя модели, подходящие для любых видов езды по пересеченной местности: даунхилл — быстрый спуск по наклонным поверхностям (для моделей с двумя амортизаторами); триал — соревнования по пересеченной местности (модели отличаются повышенной прочностью и небольшим весом); фрирайд — преодоление участков с пересеченной местностью (велосипеды двухподвесной конструкции с увеличенным ходом передней вилки); кросс-кантри — возможность быстрой езды по бездорожью (легкие рамы, эффективная амортизация); в заключение, модели All mountain — подходят и для кросс-кантри, и для фрирайда.
Эти профессиональные модели ориентированы не на активный отдых, а на экстремальные виды спорта. Они обладают хорошим функционалом и соответствуют своему уровню цен специализированные велосипеды начинаются от 30 тыс. руб. Дешевые их варианты покупать бессмысленно: в экстремальных условиях на них рассчитывать нельзя, а в городе больше подойдет качественный дорожный велосипед за те же деньги.
Гибриды — это более удобные модели, ориентированные на потребности рядового пользователя. На них можно передвигаться как по городским улицам, так и по участкам с небольшим бездорожьем.
Дорожные велосипеды — название говорит само за себя. Это шоссейники, городские, круизеры и чопперы.
Шоссейные велосипеды (конструкция с большими колесами, изогнутым рулем и тонкими шинами-трубками разработана для достижения максимальной скорости на ровных поверхностях. Она вполне подходит для городской среды, однако, если вы предпочитаете преодолевать бордюры или не любите ездить в согнутом положении, стоит поискать более простой вариант.
Например, туристический велосипед — туринг — с большими колёсами, прочной рамой и багажником, созданный для путешествий за городом по дорогам с небольшим уклоном.
Городские велосипеды (велосипеды с удлиненными крыльями, широким мягким седлом, багажником и большими колесами отличаются удобством и доступной ценой.
Круизеры — велосипеды классического дизайна, нередко винтажные, отличающиеся изящными линиями. Такие велосипеды идеально подходят для неспешных прогулок по паркам и бульварам и зачастую декорируются узорами или окрашиваются в оригинальные цвета.
Наконец, растабайки, или чопперы — самые стильные велосипеды для спокойных поездок по городу. Достигать значительной скорости на них не принято и не представляется возможным. Ручная работа, сложные конструкции, декоративные спинки, подлокотники, стереосистемы, зеркала, переливающиеся спицы — всё в этих велосипедах разработано с целью привлечь внимание окружающих и вызвать зависть друзей. К слову, чопперы нечасто можно встретить в стандартных веломагазинах — их обычно приобретают у непосредственных создателей.
При выборе необходимо быть максимально откровенным с собой, чтобы избежать лишних трат на необязательные характеристики. Сергей Курлович, велосипедист с двенадцатилетним опытом: «Существует принцип отрицательного отбора – это умение определять, что вам не требуется. Многие, кто мечтает о горном велосипеде, на самом деле нуждаются в городском. На городских моделях катаются по всей Европе и Америке. Современный горный велосипед необходим лишь в специфических, сложных условиях. Для езды по городу оптимальным выбором будет дорожный велосипед – он более удобен, прост и доступен по цене. А горный велосипед в городской среде часто приобретают ради имиджа, чтобы продемонстрировать свой статус. За это многие переплачивают в три раза».
Цена и бренд
При определении выбора велосипеда в интернет-магазине, первым делом предлагают ориентироваться на бренд. Это и является распространенной ошибкой. Борис Гирс, велосипедист и веломеханик с пятнадцатилетним опытом: «По факту велосипеды разных марок отличаются, в основном, рамой. Остальные компоненты — обода, камеры, вилки, переключатели и прочее оборудование — производятся другими компаниями, которых немного. Поэтому куда важнее качество навесного оборудования и материалы рамы, а не название на ней. Выбор бренда часто зависит от личных предпочтений и бюджета, а не от характеристик велосипеда».
«Положение с марками сейчас неоднозначное, — подтвердил мне его слова Сергей Курлович. — Для того, кто эпизодически катается по Сокольникам и несколько раз посетит Крым, разницы между ценовым диапазоном 18–30 тыс. руб. и восемью–десятью основными брендами практически не существует. Приобретая велосипеды Trek, Cannondale, Gary Fisher, GT и некоторые другие, вы, вероятно, переплачиваете за бренд, если стоимость велосипеда не превышает 40 тыс. руб. Действительно, в профессиональном сегменте сложно найти что-то превосходящее эти фирмы. И там приходится платить значительные средства за выдающиеся характеристики. А при покупке моделей среднего класса от известных производителей, вы приобретаете, по сути, бренд и покрываете затраты компании на рекламную кампанию».
В ценовом диапазоне от 16 до 30 тысяч рублей навесное оборудование у производителей среднего уровня будет превосходить аналогичное за ту же стоимость. Это объясняется тем, что для них нанесение собственного наименования на раму обходится дешевле. К менее известным маркам, в частности, относятся Merida, Giant, Atom и Norco.
Согласно результатам исследования, проведенного на сайте известного онлайн-магазина велосипедов, лидирующие позиции занимают бренды Merida (21% объема продаж), Stels (15%), Cube (14%), Trek (6%), Giant (5%) и Haro (4%). Однако, высокая востребованность не всегда является показателем качества. Так, специалисты оценивают велосипеды Stels значительно ниже, чем Merida, несмотря на их схожие позиции в рейтинге популярности.
Не стоит также обманываться относительно страны-производителя. Любые товары, цена которых ниже 30–40 тыс. рублей, изготавливаются в Китае или Тайване.
Цена и качество
Возникает закономерный вопрос: если качество велосипеда во многом определяется навесным оборудованием, то каким оно должно быть? Как сориентироваться в таком разнообразии манеток, переключателей, вилок, втулок и прочих комплектующих?
Это может оказаться не таким сложным, как кажется на первый взгляд. При выборе переключателей скоростей стоит учитывать их класс: чем он выше, тем более качественными будут и другие сопутствующие компоненты. Ниже представлена таблица, в которой в порядке возрастания качества перечислены классы переключателей от двух производителей, распространенных в России: Shimano и SRAM.
Производитель Shimano | Производитель SRAM |
Tourney (самый простой) | TRXX (самый простой) |
Acera или Altus | 3.0 MRX |
Alivio | X.4 |
Deore | X.5 |
Deore SLX | X.7 |
Deore XT | X.9 |
XTR (лучший в линейке) | X.0 (лучший в линейке) |
Переключатель XT сохранит свои характеристики и через восемь лет, в то время как Acera, вероятно, потребуется заменить уже через несколько сезонов. Если вы катаетесь активно восемь месяцев в году, выбирайте велосипед с задним переключателем уровня LX или более высокого класса, если же ваши поездки ограничиваются летним временем и выходными днями, подойдет и Alivio.
В отношении рамы, для людей, не являющихся специалистами, вполне достаточно учитывать ее вес, без углубления в детали сплавов. «Разница в весе велосипедов, стоимость которых составляет 22 тыс. руб. и, к примеру, 37 тыс. руб., составляет всего 1,5–2 кг, – рассказал мне Сергей Курлович. – Таким образом, велосипед за 22 тыс. руб. весит примерно 14 кг, а за 37 тыс. руб. – около 12,5 кг. И дальше стоимость увеличивается по экспоненциальной шкале: горный велосипед весом 11 кг будет стоить около 45 тыс. руб., 10 кг – 65 тыс. руб., а 9 кг – свыше 100 тыс. руб.».
Для велосипедистов-любителей рекомендуется следующий подход к выбору: сначала необходимо установить тип велосипеда, затем определить бюджет – 20 тысяч рублей будет более чем достаточно для опытного любителя; далее следует найти относительно легкую (около 14 кг) модель с комплектующими уровня LX и, не уделяя большого внимания бренду, наслаждаться катанием.
Если бюджет ограничен, рассмотрите городские и туристические велосипеды, поскольку они изначально стоят меньше горных. Если вы готовы потратить сумму свыше 20 тысяч рублей, но менее 37–40 тысяч, будьте осмотрительны и не тратьте деньги без необходимости. Если же вам крайне необходим профессиональный горный велосипед, и вы можете позволить его приобретение, не забудьте приобрести усиленную цепь, поскольку велосипедные цепи часто повреждаются довольно легко).
Велосипеды и их люди