Как выбрать продукты
Мы уже задавали этот вопрос экспертам — тогда своим мнением поделились врач-эндокринолог, председатель Общества защиты прав потребителей, кандидат биологических наук и диетолог. Теперь мы решили спросить тех, кто головой отвечает за качество выбранных продуктов, — менеджеров-закупщиков интернет-магазинов здорового питания.
Анастасия Алифирова:
Указание калорийности продукта на упаковке – обязательное требование для нас. Однако, по моему мнению, эта информация не столь важна. Конечный витаминно-минеральный состав был бы более актуален. Тогда, например, станет очевидно, что рафинированный сахар не содержит витаминов и минералов вовсе.
Если на фруктах и орехах, представленных в супермаркете, отсутствует хотя бы страна происхождения — на мой взгляд, приобретение этих товаров может быть рискованным. Занимаясь оптовыми поставками, я приобрела способность определять, в каких государствах продукты питания подвергаются наибольшей промышленной переработке, а в каких – минимальной. К примеру, фундук из Абхазии, скорее всего, не содержит химикатов. Миндаль из США, выращенный на крупных фермерских хозяйствах, вероятно, подвергался обработке.
Полезной или, по крайней мере, интересной могла бы стать информация о том, сколько энергии и ресурсов было потрачено на производство данного продукта / упаковки. Человек сразу получает ориентир, как его выбор влияет на окружающую среду.
Надежда Семенова:
Я бы хотела, чтобы на упаковке овощей и фруктов была размещена соответствующая информация, собраны ли они зрелыми или дозревали искусственно, не менее значимыми являются сведения о том, где и как они выращивались, а также о способах их хранения. Это особенно актуально для фруктов, поскольку при искусственном дозревании их содержание витаминов и других полезных веществ значительно снижается.
Также должны быть указаны способ и дата очистки. Это также является показателем новизны, особенно в случае орехов.
Товар испытывал изменения температуры , температурные колебания существенно влияют на сохранение питательных компонентов, поэтому было бы целесообразно указывать максимальный и минимальный температурные режимы. Внедрение таких норм позволит значительно повысить уровень производства.
Сергей Малетин:
При хранении сухофруктов, даже обработанных серой, обязательна фумигация помещения. Это обходится дешевле, чем поддержание необходимой температуры, препятствующей размножению вредителей. Таким образом, еще один химический препарат контактирует с продуктами питания. Было бы целесообразно информировать потребителей об этом на упаковке.
В нашей стране требования к производителям довольно снисходительны. Яркий тому пример — распространенное мороженое, которое можно приобрести в магазине. В перечне ингредиентов указаны: «молоко», «растительные жиры» и «натуральный ароматизатор». При обращении к производителю по телефону выяснилось, что под молоком подразумевается сухой продукт, происхождение жиров он не смог назвать, предположительно это самое дешевое пальмовое масло, а ароматизатор входит в перечень запрещенных в европейских странах, но разрешен к использованию в России.
Или другой пример — сок очень известной и дорогой марки (1500 руб. за литровую бутылку!). Продается как лекарство от всех болезней, без консервантов, сахара и т. д. Начинаешь вникать в детали производства — выясняется, что сок прошел пастеризацию и, кроме того, плоды собираются незрелыми. Для лучшего хранения.
Повышение личной осознанности и более внимательное отношение к своим потребительским запросам представляется крайне необходимым. Если мы будем руководствоваться исключительно внешним видом упаковки, игнорируя несоответствие содержимого заявленным характеристикам, никакие нормативные акты не смогут обеспечить защиту прав потребителей. Необходимо устанавливать стандарты, которым должны будут соответствовать производители.