Утренняя субботняя тренировка. Чувствуя сильную боль в передней поверхности бедра, я с трудом решаюсь на мысль прервать выполнение упражнения, сославшись на необходимость сделать фотоотчет. Слышно, как вокруг стонут и кряхтят. Однако Юля Зайченкова не позволяет расслабиться: «Выражайте свои чувства, плачьте, говорите грубые слова – лишь не выпускайте позу! Не обдумывайте, сколько времени осталось, иначе все силы будут потрачены на эту задумку! Сосредоточьтесь исключительно на позе – куда направлено внимание, туда направлена и энергия!»
Эти фразы придают мне энергию, чтобы выдержать еще двадцать секунд. Мои предыдущие тренеры мотивировали иначе: убеждали вытерпеть, совершить финальное усилие и тому подобное. Один из них даже начал обратный отсчет, чтобы узнать, сколько еще времени мне предстоит простоять позе. Мне показался весьма эффективным этот подход, хотя последние секунды всегда были непростыми, вне зависимости от выполняемого упражнения. Теперь я понимаю причину: такой отсчет заранее определяет момент, когда я неминуемо теряю силы.
«Сосредоточившись на каком-либо ощущении, вы делаете его более интенсивным, — отмечает Юля. — Если во время выполнения упражнения вы думаете о том, как вам трудно и как горят мышцы, вам станет еще сложнее, а болевые ощущения возрастут. Принимайте боль, она представляет собой лишь концентрированную энергия».
«Ранее я не практиковала занятия гибкостью и боялась, что не смогу выполнять упражнения наравне с остальными. Как выяснилось, эти опасения были необоснованными: Юля прекрасно умеет не только объяснять, но и наглядно демонстрировать технику. «Представьте, что ваше дыхание — это лифт, который ходит вверх-вниз вдоль позвоночника. Вдох – это движение, поднимающееся от копчика к шее, а выдох – обратное движение».
На утренней практике мы корректировали направление энергетического потока вдоль позвоночника, а днем нас ожидала динамическая медитация Ошо с завязанными глазами. Просто закрывать глаза — плохая идея: придется все время себя контролировать, а смысл практики как раз в избавлении от контроля ума.
Я колебалась, медитировать или фотографировать. Но когда все завязали глаза и зазвучала странная музыка с рваным ритмом, поняла, что начинается что-то интимное, исключающее съемку и вообще наблюдение. Я поспешно зажмурилась и приступила к первой из четырех 15-минутных частей медитации Ошо — активной тряске всем телом.
Юля пояснила, что для эффективного выполнения упражнения необходимо прикладывать значительные усилия и фокусироваться на участках тела, которые двигаются незначительно, так как именно в них кроются блоки течения жизненной энергии.
Через пятнадцать минут музыка приобрела более выраженный ритм, ознаменовав начало второй части – импровизированного танца. Танцевать тоже надо активно, умножая освобожденную в тряске энергию. «Не стесняйтесь самых диких движений, не оценивайте, отключите ум, если хочется плакать или кричать, плачьте и кричите!» Через несколько минут действительно начинают раздаваться всхлипы, и я еще раз убеждаюсь, что фотоаппарат был бы неуместен.
Даже будучи уверенным в том, что тебя никто не видит, очень сложно не оценивать собственные действия. Разум не желает отказываться от контроля и внушает, что движения выглядят неловко, танец нелеп, а такое поведение недопустимо для взрослого. «Сознание подобно ребенку», – отмечает Юля. – «Если попытаться отобрать у него любимые игрушки — мысли, он устроит скандал». Именно это и происходит со мной. Однако вскоре ум перестает сопротивляться, и наступает давно забытая детская радость, не требующая объяснений.
И затем наступает третья часть — состояние полной остановки. Мы замираем, музыка замедляется, становится пронзительной, почти торжественной и совсем не будто из европейского артхауса. «Пусть энергия, которую вы разбудили, циркулирует без вашего участия, — издалека звучит Юлин голос. — Не вовлекайтесь ни в какие ощущения, иначе не сможете сохранить неподвижность. Вы не тело, вы даже не ум, вы чистая энергия».
Именно этот этап воспринимается как насыщенный яркими ощущениями. Кварть часа представляется весьма продолжительным периодом. Если кто-то опускается на коврик, это свидетельствует о том, что удалось полностью отключить самоконтроль. В дальнейшем Юля отметит, что на этом этапе возможна даже тошнота — таким образом, ментальные блоки проявляются на физическом уровне.
Четвертая часть — шавасана. Чтобы погрузиться в это состояние, необходимо находиться там, где ты стоишь. Не стоит пытаться найти более комфортное положение: шавасана – поза, имитирующая состояние покоя после смерти, всегда предполагает удобство. «Важно полностью отстраниться от тела и разума, как будто ты действительно покинул их», – отмечает Юля. Мне не удалось достичь подобной степени расслабления, к тому же это немного пугает. Однако эта шавасана, без сомнения, стала самой приятной в моей жизни: предыдущие этапы позволили даже мне, человеку, склонному к самоконтролю, обуздать свои мысли.
«Я стремлюсь научиться дистанцироваться от чувств и эмоций, и мой психолог мне в этом помогает. Это крайне важный навык для работы в условиях повышенной нервной нагрузки, — поделилась позже Алена, одна из участниц. — А эта медитация — дополнительный метод для очищения сознания и уменьшения нервозности».
Практиковать медитацию Практиковать по методу Ошо можно и в домашних условиях, в одиночестве — необходимо лишь освободить пространство вокруг себя. Отказавшись от самоконтроля, вы начнете двигаться весьма энергично: некоторые участницы, открыв глаза после шавасаны, обнаружили себя вдали от своего коврика.
«Я хочу, чтобы вы покинули это место изменившимися, хотя бы немного», – заявила Юля на первой встрече. В течение этих двух дней состоялось множество разговоров о пробуждении подлинной сущности – Юля определяет это как «возвращение к исходным настройкам».
Покидая живописный подмосковный лес, я ощутила схожее состояние, хотя и не в духовном плане. Напряженно поработавшие мышцы, ясная голова, приятное ощущение голода (после занятий аппетит почти отсутствовал) и прилив сил — весьма достойный итог для выходных.