Тим Бартон, создатель таких фильмов, как «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством», «Битлджус» и «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина» и «Чарли и шоколадная фабрика», пишет короткие поэтические сказки, пронизанные мистикой, и создает к ним иллюстрации. Его книга пользуется популярностью во всей Европе — на русский язык она пока не переведена, однако ознакомиться с литературным и живописным наследием режиссера можно на его феерически прекрасном сайте. Я очень люблю работы Барта, хотя и не могу объяснить, что именно меня в них привлекает. Мои друзья тоже не могут понять это. Представьте себе: моя подруга, которая является матерью двоих детей, может испытывать восторг от изображения мальчика с гвоздями в глазах. И она действительно радуется!
В первую очередь я решил провести эксперимент и отобрал несколько рисунков, которые будут представлены на выставке, и продемонстрировал их кандидату медицинских наук, психотерапевту, внесенному в Европейский реестр, Марку Сандомирскому. Он попросил кратко определить диагноз автору этих изображений. После небольшой паузы доктор Сандомирский ответил: «В этих картинках заметен пониженный депрессивный эмоциональный фон, признаки дисморфофобии и агрессии. Вероятно, автор трансформирует, выражает свою неудовлетворенность жизнью и отношениями с окружающим миром. Его рисунки наивны, они вызывают ассоциации с беспомощностью, детскими страхами и фантазиями».
Я поведал доктору Сандомирскому, кому принадлежат эти рисунки. Затем задал ключевой вопрос: «В чем секрет их популярности? Что привлекает людей в подобных страшных историях?» «Иногда взрослым необходимо вернуться к истокам, — объяснил мне Сандомирский. — Им хочется ощутить себя детьми, уйти от проблем зрелой жизни, когда можно создавать для себя мир, соответствующий детским фантазиям. И в то же время преодолеть детские страхи и кошмары».
Детям также нравятся страшные истории — они с удовольствием слушают рассказы о красной руке или гробе на колесиках. «Вы совершенно правы, — сказал Марк Сандомирский, словно прочитав мои мысли. — Страшные истории помогают детям учиться преодолевать свои страхи. А для взрослых, которые столкнулись с определенными трудностями, полезно вспомнить этот опыт вымышленного преодоления страхов, чтобы затем легче справляться с настоящими переживаниями».
Значит ли это, что все эти изображения обладают психотерапевтическим воздействием? Неудивительно, почему они столь востребованы, особенно среди моих знакомых, которые, несмотря на свою ответственность и независимость, сохраняют в себе черты детства. В любом случае, я рад, что среди ценителей творчества Тима Бёртона, помимо меня и моих друзей, есть и жена режиссера, Хелена Бонэм Картер, а также любимый им артист Джонни Депп. Эти двое примут участие в официальном мероприятии, посвященном предстоящей выставке, которое состоится 17 ноября. Ах, как бы я хотел туда попасть — с каким удовольствием я бы вновь ощутил себя ребенком в такой замечательной компании!