Средства индивидуальной мобильности – так сегодня называют не только электросамокаты, но и ролики, скейтборды, сигвеи – транспортные средства, использующие энергию мышц или электродвигатель. Несмотря на то, что законодатели все еще решают вопросы, связанные с возрастными ограничениями, необходимостью получения прав для управления электросамокатами и другими подобными вопросами, их востребованность не снижается. Растет число людей, использующих эти устройства и становящихся участниками дорожного движения. Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием электросамокатов и полученных в результате травм также увеличивается в геометрической прогрессии.
Самые частые виды травм
Применение персональных мобильных устройств сопряжено с рисками. Статистические данные свидетельствуют о том, что большая часть столкновений и падений происходит на пешеходных зонах, а лишь 13% травмированных пользователей электросамокатов становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, связанных с контактом с автобусом или легковым автомобилем. Врачи-ортопеды отмечают, что наиболее частые повреждения, получаемые при использовании самокатов и других подобных средств передвижения, включают ушибы, растяжения и переломы, возникшие в результате падения Ольга Чижевская является директором компании «Подиатр», исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии» и экспертом ФормТотикс. — Причиной тому могут быть незаметные дефекты дорожного покрытия, неожиданные бордюры. По оценкам, около 40% жителей испытывают травму уже во время первой поездки! Ушибы, переломы и растяжения, полученные пешеходами, занимают второе место по распространенности в этом списке. Тротуары и общественные пространства – это прежде всего зона для пешеходов, и здесь необходимо обеспечить безопасность детей и пожилых людей. Так, в Копенгагене в прошлом году приняли решение о запрете проката электросамокатов в центральной части города, чтобы защитить жизнь и здоровье пешеходов. Данные исследований, проведенных по всему миру, демонстрируют схожие показатели, что позволяет составить общую картину: средний возраст человека, получившего травму при использовании электросамоката, составляет 30-32 года, и примерно 80% пострадавших – мужчины. Наиболее распространенные травмы – закрытые и открытые переломы, причем около 50% из них – это переломы верхних конечностей. Специалисты объясняют это рефлекторным вытягиванием рук при падении с высоты. Около 40-42% – переломы нижних конечностей, примерно 2% – переломы ребер и позвоночника. Оставшиеся проценты приходятся на черепно-мозговые травмы различной степени тяжести. В ряде исследований отмечается, что как минимум четверти пациентов потребовалась не только госпитализация, но и хирургическое вмешательство.
«По словам нашего эксперта, важным фактором является скоростной режим, поскольку он влияет на степень тяжести травм. В ходе исследований было установлено, что необходимость в неотложной медицинской помощи потребовалась у 20% людей, двигавшихся со скоростью до 20 км/ч, тогда как среди тех, кто передвигался со скоростью 25 км/ч и более, этот показатель достиг почти 72%».
Как снизить риски
Особую тревогу вызывает увеличение числа пострадавших: даже кратковременная потеря концентрации на дороге может привести к серьезным последствиям, требующим длительного восстановления. Просим вас соблюдать осторожность и не игнорировать правила безопасности. Это позволит защитить ваше здоровье и здоровье окружающих. «Необходимо следовать простым рекомендациям: используйте велосипедные дорожки, спешивайтесь на пешеходных переходах и в местах с интенсивным движением, придерживайтесь безопасной дистанции и всегда проявляйте внимание, — отмечает Ольга Чижевская. — Категорически не рекомендуется использовать наушники во время езды – это лишает вас возможности услышать предупреждающие сигналы транспортных средств. И обязательно используйте защитную экипировку, такую как шлем, налокотники и наколенники: данные исследований показывают, что 2/3 участников дорожно-транспортных происшествий не использовали защитный шлем, и многие травмы можно было бы предотвратить».
Установление правил для поклонников данного вида транспорта, соблюдение скоростного режима, обязательное использование средств защиты и проявление ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих способствуют снижению числа дорожно-транспортных происшествий в городских условиях.
Информация проверена экспертом
Ольга Чижевская
директор компании «Подиатр», исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», эксперт ФормТотикс.