Я прибыл в Ришикеш, известный своими ашрамами, храмами и паломническими местами. Река Ганг, с ее стремительным течением, приносит в город с Гималаев энергию жизни. Здесь я удивительным образом ежедневно сталкивался со знакомыми людьми, в том числе с Юкти, которого я не видел уже три года, и он занимается бхакти-йогой, йогу служения и преклонения, живет в пещерах и ашрамах. Сознать все пережитое во время нашего путешествия, пожалуй, не получится, но давайте попробуем вспомнить все вместе, начиная с самого начала ятры — паломнического путешествия, которое стартовало в Дели несколько недель назад.
В Дели наша группа, объединяющая 60 участников из 15 стран, собралась вместе. Уровень подготовки оказался разным: одни были готовы к путешествию, другие – нет, наивно полагая, что ятра – это выездной семинар по йоге. На деле же ятра представляет собой настоящее паломничество, дающее уникальную возможность ощутить связь с истоками традиции, понять ее корни и почувствовать неугасимый дух йоги. Однако достичь этого нелегко.
Мне говорили, что Индия – грязная страна, но я не думал, что люди будут спокойно совершать свои естественные нужды на улице. Здесь очень много бедняков и попрошаек, которые живут в картонных коробках. В Дели из-за смога мы так и не увидели солнца ни разу за три дня. С другой стороны, здесь радуют улыбки, храмы и особая атмосфера. Наш гид, Карта Сингх, во время первой остановки во внутреннем дворике храма Лакшми-Нараян отметил, что для понимания основ необходимо отказаться от двойственности и перестать оценивать все с точки зрения привычного комфорта, научиться принимать реальность такой, какая она есть, и позволить потоку дарме вести нас.
На следующий день мы выехали в путь в 3:30 утра, чтобы начать наш первый ишнан, это подразумевает омовение в сароваре, расположенном возле Гурдвары — древнего сикхского храма. Добраться босыми ногами от автобуса до храма и совершить омовение там, где окунаются тысячи нуждающихся, потребовало немалых усилий, но как еще можно сломать эти непрерывные оковы ума?
В Дели мы побывали в гурдваре, возведенной на месте, где были казнены 500 сикхов, отказавшихся отречься от своей веры. Перед смертью моголы предлагали каждому из них принять ислам, однако все они выбрали смерть.
Вблизи Дели расположен ашрам Гобинд Садан, где уже 35 лет непрерывно горит очищающий огонь пуджи. На протяжении всех этих лет один и тот же человек ежечасно подбрасывает кокосы в огонь и добавляет масло, повторяя мантру «Ом намах Шивая». Он выслушал каждого, кто к нему обратился, каждому дал совет, а также масло или пепел. Пепел, как известно, имеет особое значение в йогической традиции: на санскрите он обозначает «защита». Особую силу наделяют пеплом этого костра, который поддерживается преданным человеком на протяжении многих лет. Считается, что он освобождает от бремени кармы всех, кто приходит сюда с искренними намерениями.
Неподалеку от кострища стоял небольшой храм, освященный в честь Баба Сири Чанду – йога, прожившего 151 год, но сохранившего внешность 12-летнего мальчика. Вход в этот храм был закрыт, однако у меня произошла необычная ситуация: святой лично открыл передо мной двери храма и, казалось, кого-то ожидал, но я не решился войти внутрь.
Сикхизм имеет тесную связь с йогой. Баба Сири Чанд был сыном Гуру Нанака, первого сикхского гуру. Чанд был признанным лидером всех сидха-йогов того времени, то есть йогов, владеющих сверхъестественными способностями. Он заложил основы школы удаси-йогов, которая сохраняет свою традицию через нирмалов-сикхов. Одного из них, живущего в пещере, полностью покрытой пеплом, мы встретили недалеко от Ришикеша, во время поездки к храму Нил Кант (Синее горло Шивы). По преданиям, этому храму около 7 тыс. лет, и на горе, где он расположен, Шива вкусил запретный нектар амрит. Но эту легенду я поведаю вам в следующий раз.
Полезные ссылки:
с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».