VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Путешествие Алексея Меркулова в Индию: продолжение

В Дели мы провели три дня, утренняя практика садхана, начинающаяся в 5 утра, осуществлялась на крыше отеля, сопровождаемая непрекращающимся гулом проезжающих машин.

Каждая прогулка по Дели превращается в фотосессию. Все желают с нами сфотографироваться, а босоногие мальчишки постоянно расспрашивают о нашем происхождении и просят монетку. На сотый раз это начинает утомлять, и в ответ на извечное «Where you from?» я говорю: «We are from Mars». Встречный вопрос: «Do you have any Mars money?»

По возвращении в отель после посещения сикхского храма, мы с изумлением увидели, что стена одного из домов на нашей улице частично разрушена и отсутствует – теперь были видны внутренние помещения. Выяснилось, что таким способом городские власти контролируют плотность застройки: они демонтируют участки зданий, расположенных слишком близко к дороге.

Последнее из посещенных нами гурдвар в Дели – храм Мата Сундри. Она являлась супругой гуру Тег Бахадура, героически погибшего после нескольких дней мучений на раскаленной металлической сковороде. Мата Сундри сражалась с теми, кто убил её мужа, используя его собственный меч. Стоит отметить, что с XVI века сикхи выступали за равенство прав мужчин и женщин.

Мы наконец-то покинули шумный и беспорядочный Дели и направились на север Индии. Выехав ранним утром, мы добрались до одной из деревень северного штата Пенджаб, расположенного на границе с Пакистаном, лишь под вечер. Там нас встретили намдари – сикхи, которые одеваются исключительно в белое: белые тюрбаны, белые шерстяные малы (четки), белые машины и даже белые айфоны. Еще в автобусе наш проводник Сат Сири Сингх предупредил нас, что намдари считаются отступниками, и другие сикхи воспринимают их как сектантов. Он попросил нас воздерживаться от громкого произнесения мантры «Вахе Гуру» в их присутствии, поскольку намдари произносят ее тихо, на языке любви.

Читать также:  6 эффективных упражнений для развития трапециевых мышц

Согласно историческим данным, последний гуру сикхов, Гуру Гобинд Сингх (1605–1708), передал престол священной книге – «Гуру Грантх Сахиб», которая была собрана более чем из сороков святых того времени, придерживавшихся различных верований, включая индуизм, буддизм, суфизм и другие. Сикхи почитают «Гуру Грантх Сахиб» не как обычную книгу, а как живого духовного наставника, и даже соблюдают ритуал укладывания ее на ночь и пробуждения по утрам. Данное духовное наследие представляет собой ценность для всего человечества, поскольку содержит шабады – гимны, восхваляющие единого Создателя.

Нас приняли в Намдари с почестями. Один из представителей общины, приветствуя нас, подчеркнул, что гостям не должно быть отказа ни в чем. Для обеспечения комфорта перед нашими комнатами на улице будут дежурить сикхи, готовые выполнить любые наши просьбы. Завершил он свою речь фразой «Сат Нам». по привычке громко и отчетливо ответил ему «Вахе Гуру», тут же добавив «I’m sorry». Нас расселили в прекрасных чистых комнатах. В каждом номере была табличка с просьбой не пить алкоголь и не курить — намдари не употребляют никаких стимуляторов.

Утренняя садхана оставила глубокое впечатление. В начале мы совершили ишнан — омовение в священном водоеме саровар. Я не встречал подобного даже в самых роскошных отелях: этот саровар (глубиной несколько метров) наполняется из природного минерального источника и облицован изысканным белым мрамором. Мы не выполняли физические упражнения, поскольку местные жители не знакомы с практиками кундалини-йоги. Выяснилось, что они до сих пор хранятся в тайне и используются только нирмала-удаси, последователями школы Баба Сири Чанда. А вот киртан (сакральные песнопения) и мантры были поистине прекрасны.

Обычно при исполнении киртана используют гармонику, однако намдари играют на ситаре (струнный музыкальный инструмент), бансуре (продольная флейта) и табле (ударный музыкальный инструмент). Их вокальные данные впечатляют. К слову, всемирно известный перкуссионист Закир Хусейн посещал их за два дня до нашей поездки. У намдари есть музыкальный инструмент, напоминающий гусли, — на нём 100 струн. На нём играют с помощью металлических молоточков. Чтобы овладеть искусством его правильной настройки, необходимо пять лет усердной практики. Само слово «намдари» переводится как «воспевание имени Бога». Именно этим и занимаются намдари дважды в день.

Читать также:  Как я освоила фехтование: уроки мушкетеров

После духовной практики следует завтрак в лангаре — бесплатной столовой, где намдари используют исключительно органические продукты, выращенные в своем огороде. Сикхи принято принимать пищу вместе, при этом они бесплатно угощают едой всем желающим. Приготовление и раздача пищи в лангаре воспринимается как почетная обязанность — последователи этой веры уверены, что общественно полезный труд, «сева», всегда вознаграждается высшими силами. После завтрака мы отправились на экскурсию. Нам показали коровник, где телята узнают свои имена, как домашние собаки. Местные коровы, представляющие собой особенную и очень красивую породу, занимают первые места на всех выставках.

Намдари проводят пышную пуджу (церемонию), в которой участвуют 200 человек, одновременно читающих священные тексты и ежеминутно подливающих масло в огонь. Эта практика выполняется ими в течение 20 дней по особым поводам. Огонь в кострище поддерживается непрерывно с 1939 года. В этот раз пуджа была проведена с целью пожелания здоровья Сат Гуру, который уже пожилой и достиг 90-летнего возраста.

В заключение нашей поездки мы посетили Гуру, который одарил нас благословением и подарил каждому шерстяные платки и накидки для медитаций. Меня настолько впечатлила одежда этих необыкновенных людей, что я попросил один белый комплект для себя. Выяснилось, что подобные изделия шьют исключительно на заказ. Меня проводили к портному, где он снял мерки, а я выбрал ткань. Представьте, сикхи отказались принимать оплату за свою работу и даже бесплатно доставили мой заказ в Дели, где я впоследствии смог его забрать.

Вся наша группа была поражена намдари – их чистота и щедрость поистине безграничны. Общение с этими людьми подарило мне чувство глубокого спокойствия, шанти. У многих из нас возникло желание остаться, однако нам предстояло двигаться дальше. К слову, намдари рады принять всех, кто стремится избавиться от вредных привычек, желает освоить игру на традиционных индийских музыкальных инструментах и познакомиться с их культурой.

Читать также:  Что можно делать при грыже поясничного отдела позвоночника

Полезные ссылки:

с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».