Масштабы данной программы действительно впечатляют. Оздоровление нации планируется осуществить в два этапа: в течение ближайших лет потребление должно уменьшиться на 15%, а в последующие восемь лет – еще на 40%. С одной стороны, это вполне соотносится с размахом проблемы, поскольку в России потребление алкоголя превышает допустимые нормы, установленные ВОЗ, в два раза. Ежегодно в России от алкоголизма и сопутствующих заболеваний умирает 75 тысяч человек. С другой стороны, до нынешних значений эти показатели были достигнуты не за пару лет и даже не за десятилетие. По статистике, за последние 20 лет наблюдается увеличение потребления алкоголя, превысившее полуторакратную величину. При этом, население сокращается.
Каким образом премьер-министр намерен оперативно изменить ситуацию с употреблением алкоголя? Вот каким образом. Прежде всего, необходимо повысить стоимость продукции. С начала текущего года минимальная цена полулитра водки уже достигла 89 рублей. Кроме того, предполагается устранить нелегальный рынок алкогольной продукции, ограничить рекламу спиртных напитков и усилить профилактику алкоголизма, в частности, организовав психологические центры, где специалисты будут информировать людей, употребляющих алкоголь, о негативном влиянии пьянства и преимуществах здорового образа жизни.
Повышение цен представляется вполне логичным шагом. Однако существует определенное несоответствие между этим положением и следующим, касающимся борьбы с нелегальным производством. Прежде всего, высокая стоимость алкогольной продукции никогда не препятствовала потреблению алкоголя. Как известно, мы не ориентируемся на цену при принятии решений. Кроме того, мировой и советский опыт свидетельствует о том, что рост цен неизбежно приводит к увеличению случаев отравления некачественным алкоголем, на который переходит население с низким уровнем дохода. И говорить о борьбе с подпольным производством, особенно с учетом нашей практики взяточничества и откатов, несколько наивно, если не сказать более резко.
Согласно опубликованному накануне документу, в регионах будут разработаны программы, ориентированные на предотвращение чрезмерного употребления алкоголя с учетом местных обычаев и традиций… Кроме того, предусмотрено создание «…профилактических учреждений… [которые] должны будут способствовать формированию у россиян привычек, связанных со здоровым образом жизни». Все это выглядит позитивно, однако остается неясным, каким образом планируется внедрять традиции здорового образа жизни в городских и сельских поселениях, где изначально не было иных традиций, кроме тяжелого труда и сопутствующего ему злоупотребления алкоголем.
На мой взгляд, разумным решением является ужесточение правил рекламы алкогольной продукции. Главное – определить, какие именно виды рекламы и в какой степени будут ограничены. Например, до сих пор сохраняется абсурдная ситуация, когда реклама безалкогольных напитков регулируется более лояльно, чем реклама крепких алкогольных напитков. По всей видимости, это противоречие будет существовать и дальше. Также не исчезла вечерняя телевизионная реклама пива, которая стимулирует как продажи, так и злоупотребление алкоголем.