VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Мой путь к аюрведической кухне: рецепты и опыт

Уже два года я могу с полным правом называть себя «йогиня», регулярно, два-три раза в неделю, занимаясь йогой по два часа. Любой, кто всерьез увлечен йогой, рано или поздно задается вопросом: что необходимо употреблять в пищу, чтобы добиться прогресса в практике?

Стремясь найти решение, я изначально обратилась к теории: изучила несколько книг по йогическому питанию и узнала, что оно базируется на принципах аюрведы. Однако, воплотить эти знания в практику оказалось сложной задачей.

Несмотря на все усилия, ничего не получалось. Гхи, или топленое сливочное масло, пригорало. Кичри, блюдо, приготовленное из риса и маша, превращался в некрасивую кашу, лишенную аппетитного вида. Специи в каждом блюде вызывали ощущение жжения во рту.

К моей радости, Михаил Баранов, признанный эксперт в области Аштанга-йоги, провел двухдневный семинар под названием «Йогическое питание в средней полосе». В его рамках были запланированы не только лекции, но и практические занятия по приготовлению пищи с дегустацией. Я не могла упустить такую возможность.

День первый

На семинар пришли люди с разными интересами, но явная заинтересованность йогой была заметна у всех присутствующих. Михаил, немного опоздавший, расложил пакеты с продуктами, которые он принес, устроился на полу, и началось угощение. Параллельно он рассказывал нам о принципах йогического питания.

В зависимости от влияния на психику, пищу можно разделить на три группы, называемые гунами: тамас, раджас и саттва. Продукты, относящиеся к раджастичной и тамастичной группам, оказывают негативное воздействие на здоровье. Согласно йогической традиции, к ним относятся горькие продукты, жареная пища, продукты, повторно разогретые после остывания, несвежие продукты, излишне кислые и острые блюда, соленые и сладкие продукты, жирная пища, а также алкоголь, рыба и мясо.

Саттвичная пища способна продлевать жизнь, укреплять силы и дарить ощущение радости и насыщения. Йоги в основном употребляют саттвичные продукты, такие как крупы (пшеница, рис и ячмень), молоко, топленое масло, тростниковый сахар, мед, сушеный имбирь, патола (пряность из огурцов), овощи (прежде всего листовые), фасоль и другие бобовые, а также чистая вода.

Первый день решили уделить блюдам на основе молока. Михаил объяснил особое отношение йогов к молочным продуктам следующим образом: «Практически все последователи йоги придерживаются лактовегетарианства. Молоко считается наиболее саттвичным продуктом, поскольку это проявление любви коровы к своему теленку. Скисшее молоко и простокваша обладают меньшей саттвичной силой. А вот творог — продукт тяжелый, тамастичный, который плохо усваивается».

Читать также:  Стоит ли употреблять кости в пищу?

Считается, что молоко не всегда хорошо комбинируется с другими продуктами. Для оптимального усвоения рекомендуется употреблять его в теплом виде, добавляя при этом специи по типу тела. Ватам подходят согревающие специи (имбирь, корица, кардамон, кумин, гвоздика). Питтам — обладающие прохладой и нежностью (кориандр, фенхель, корица, бадьян, шафран, куркума). Капхам — жгучие (перец, имбирь, гвоздика, кардамон, кумин). Варьируя состав и пропорции специй в молоке, можно создавать каждый раз новый напиток.

Самым интересным мне показалось миндальное молоко, этот продукт, помимо прочего, считается расаяной (средством омоложения). Он полезен для всех типов дош, но особенно подходит ватам, поскольку обладает высокой питательностью. Для его приготовления мы, следуя указаниям Михаила, измельчили в блендере шафран, кардамон, корицу, очищенный от кожицы миндаль, финики и теплое молоко до консистенции густого коктейля. Просто? Но как вкусно! Миндальное молоко легко заменяет полноценный завтрак.

Затем мы взялись за панир – это домашний сыр. Для его приготовления мы нагрели молоко до кипения, добавили лимонный сок (после чего молоко начало сворачиваться) и отделили сырную массу от жидкости через марлю. В этом рецепте тоже есть возможности для творчества: можно добавить зелень и специи, и получится нечто похожее на «Альметту», но без искусственных добавок. Если под прессом поместить марлю с сыром, то он получится более плотным, как тофу. Однако, сразу после приготовления его попробовать не получилось, так как процесс отделения сыворотки занимает продолжительное время.

Михаил представил нам в качестве последнего блюда лепешки из пророщенной пшеницы с корицей. Мы смешали проростки вместе со специями (в данном случае корицей, хотя можно использовать и другие добавки, например, орехи или сухофрукты) в блендере до состояния густой массы и обжарили с обеих сторон на сковороде (или, как альтернативу, запекли в духовке, подобно печенью). Добавление яиц, соды и прочих ингредиентов, характерных для обычной выпечки, не требуется.

Читать также:  Килька в пикантном соусе

С самого начала семинара я осознала главное: занятия йогой приносят не только пользу, но и доставляют настоящее удовольствие.

День второй

Сначала Михаил извлек из пластикового контейнера панир, приготовленный накануне. Этот сыр напомнил мне адыгейский, но более мягкий и с легкой кислинкой. Неудобно лишь то, что из литра молока получается не более 200 г панира, поэтому изготовление домашнего сыра обходится недешево.

На протяжении второго дня семинара Михаил обучал нас приготовлению блюд на основе бобовых, овощей и круп. Среди них была и классика – кичри (или кичади), рецепт которой у меня не сразу получился).

[new-page]

Как приготовить: рецепт кичри

Для приготовления этой рассыпчатой каши используют воду, полученную из риса и пророщенного маша. В процессе добавление специй (кориандра, кардамона, куркумы, имбиря) и овощей, подобранных с учетом типа телосложения. Кичри – это питательное и благоприятное для здоровья блюдо, которое можно употреблять ежедневно. Также его применяют в качестве монодиеты после проведения очищающих процедур. Обычно используют соотношение риса и маша 2:1, а маш можно заменить красной чечевицей. Кичри, приготовленное на семинаре, выглядело настолько привлекательно, что те слушатели, которым не хватило вилок, с удовольствием ели его… кусочками лука-порея!

Чтобы активизировать агни (пищеварительную силу, пищеварительный огонь), за 10–15 минут до приема пищи рекомендуется употребление салата качамбер, сочетающего острый и кислый вкус. В его состав входит пророщенный маш, дополненный измельченной зеленью, имбирем, лимонным соком и оливковым маслом. Возможны и другие варианты с использованием более распространенных ингредиентов, таких как помидоры и огурцы. Обязательными компонентами должны оставаться лимонный сок и имбирь, поскольку именно они стимулируют аппетит.

Михаил поделился с нами рецептами приготовления лепешек из муки маша, упмы (жареных на сковороде овощей с крупой и специями) и хумуса. Эту пасту из нута, которую также называют турецким горохом, обычно употребляют, намазывая на лаваш и добавляя соус тахини.

Советы Михаила, касающиеся диеты занимающегося йогой, которые я запомнила, довольно лаконичны.

Читать также:  Идеи для пасхального стола: 7 необычных рецептов

— Для обеспечения нормального пищеварения важно придерживаться умеренности в питании: объем желудка должен быть заполнен на треть пищей, на треть – жидкостью, а оставшаяся треть должна оставаться свободной.

— Употребление жидкости во время приема пищи не рекомендуется, так как это негативно влияет на пищеварение. Более целесообразно пить воду до еды.

— Рекомендуется употреблять фрукты отдельно от других блюд. Важно избегать одновременного употребления большого количества разнообразных продуктов за один раз.

— Наслаждаться едой можно лишь в том случае, если у вас есть на это желание. Важно тщательно пережевывать каждый кусочек и избегать отвлечений во время приема пищи.

— Питание строится на саттвичных продуктах, которые помогают достичь гармонии и уравновешенности. При приготовлении пищи важно максимально сохранять прану (жизненную энергию). Для этого необходимо сократить термическую обработку, например, добавлять морковь в суп в сыром виде, а не пережаренную. Употреблять следует только свежеприготовленные блюда, поскольку с течением времени в пище уменьшается количество праны.

— Необходимо формировать рацион питания, учитывая свою пракрити (индивидуальную конституцию), сезонные изменения и климатические особенности.

— Рекомендуется придерживаться определенного режима питания, поскольку активность пищеварительного огня меняется в течение дня. Наиболее сильный агни приходится на период с 11:00 до 13:00, и именно в это время следует планировать основной прием пищи. Ужин лучше переносить на более раннее время, чтобы пища успела полностью перевариться.

Возможно, мы не придерживались строгих канонов при приготовлении блюд. Однако Михаил охотно делился с аудиторией своим личным опытом, демонстрируя, что едят московские йоги и как самостоятельно воспроизвести эти рецепты. Все оказалось доступным, оперативным, полезным и соответствующим этическим принципам йоги, где ключевое значение имеет ахимса – отказ от причинения вреда себе и окружающему миру.