Если этого не сделать, существует значительный риск переутомления, ухудшения внимания и возникновения проблем с физическим и психоэмоциональным состоянием.
На встрече «Доктора Питера» эксперты рассказали родителям, какие аспекты здоровья, питания и распорядка дня важно учитывать для детей в период начала учебного года.
До школы
Перед тем, как ребенок идет в первый класс или переходит в более старший, настоятельно рекомендуется пройти полное медицинское обследование. По словам Мария Пономарева, врач-педиатр клиники «Скандинавия», с 1 сентября 2025 года начинает действовать новый приказ, регламентирующий порядок проведения профилактических осмотров среди детей и подростков.
Согласно действующему приказу, для детей в возрасте от шести до семи лет рекомендуется консультация у следующих специалистов:
-
Педиатр
-
Невролог
-
Хирург
-
Стоматолог
-
Травматолог-ортопед
-
Офтальмолог
-
Отоларинголог
-
Врач-психиатр
-
Для девочек желателен осмотр акушера-гинеколога
-
Для мальчиков — осмотр уролога-андролога
-
Детский эндокринолог
В рамках обследования выполняются общий анализ крови (для исключения анемии и оценки состояния иммунной системы), общий анализ мочи, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и почек, эхокардиография (ультразвуковое исследование сердца), электрокардиография для оценки сердечной деятельности и определения допустимого уровня физической активности, а также для определения функциональной группы и проверки слуха. Детям из группы повышенного риска дополнительно проводится экспресс-исследование уровня холестерина в крови.
— Врач-педиатр делает общий вывод о развитии ребёнка, оценивает его и, если требуется, направляет к узким специалистам для дальнейшего наблюдения или проведения повторных обследований, — отмечает Мария Пономарева.
С возрастом также рекомендуется регулярно проходить медицинские осмотры:
-
7 лет — невролог, стоматолог, офтальмолог, педиатр
-
8-9 лет — стоматолог, педиатр
-
10 лет опыта работы: невролог, стоматолог, эндокринолог, хирург, офтальмолог, педиатр
-
11 лет — стоматолог, педиатр
-
12 лет опыта: стоматолог, детский психиатр, травматолог-ортопед, педиатр
-
с 13 до 15 лет — расширенные профосмотры
Необходимо также контролировать состояние здоровья. Так, при наличии проблем со стопами следует обратиться к ортопеду. Врач при необходимости сможет порекомендовать коррекцию с помощью стелек или специальной обуви, отметила эксперт.
— Перед поступлением в школу, в возрасте шести лет, все дети проходят диспансеризацию , — напомнил Данил Хлебников, педиатр клиники EMS. — Чтобы обследование было проведено качественно, родители должны быть к нему готовы. Перед посещением врача, будь то педиатр или узкий специалист, рекомендуется подготовить список вопросов, желательно в письменной форме. Это позволит более четко выразить свои опасения и получить наиболее точный ответ.
Данил Хлебников отметил, что каждый врач даст полноценный ответ на поставленные вопросы, а педиатр в конце профосмотра сможет обобщить информацию и представит заключение с рекомендациями.
Защита от болезней
Вакцинация является одним из ключевых факторов, обеспечивающих защиту ребенка от инфекций.
— Завершить мероприятия по вакцинации лучше всего в конце лета и начале осени, — подчеркнул Данил Хлебников. — Мы настоятельно советуем пройти дополнительную вакцинацию. В частности, рекомендуется сделать прививки против менингококковой инфекции, ветряной оспы, гепатита А, а также вакцинироваться от гриппа и клещевого энцефалита. Детям старше 12 лет следует сделать прививку от вируса папилломы человека (ВПЧ).
Как рассказала Мария Пономарева, в 6-7 лет проводится ревакцинация от дифтерии и столбняка — предпочтительно препаратом, содержащим коклюшный компонент . После этого следует еще одна ревакцинация в возрасте 14 лет. Она отметила, что вакцинация против вируса папилломы человека может быть начата уже в 9 лет, а также рекомендовала вакцинацию от ветряной оспы тем, кто ранее не переболел – хотя существуют и исключения.
— По словам специалиста, родителям также рекомендуется убедиться в своем статусе вакцинации и, при необходимости, пройти профилактическую иммунизацию, чтобы сформировать семейный коллективный иммунитет и обеспечить защиту ребёнка.
Внимательный взгляд
Частое воздействие высоких нагрузок в школьные годы негативно сказывается на зрении.
— Ухудшение зрения, такое как близорукость, астигматизм и проблемы с фокусировкой, всё чаще встречается у детей уже в начальной школе, — отмечает Вероника Агафонова, руководитель направления оптики в бутике швейцарской оптики Swissflex , — Причина кроется в том, что зрение ребенка постоянно подвергается нагрузке при работе на близком расстоянии — при занятиях, за компьютером или телефоном.
Она пояснила, что для фокусировки на различных расстояниях глазам необходима разная степень напряжения: для 1 метра требуется около –1 диоптрии, для 50 см –2, для 30 см — –3, а для 20 см — уже –4 диоптрии. Это означает, что чем ближе расположен объект, тем сильнее напрягаются глаза. Поэтому ежедневные занятия за гаджетами и чтение книг в течение 6–8 часов для ребёнка создают нагрузку, аналогичную работе взрослого в офисе.
Изначально хрусталик изменяет свою форму, чтобы обеспечить четкость зрения на близких расстояниях, однако эта адаптация длится всего 15-20 минут. После этого автоматически запускается следующий этап:
— Из-за небольшого удлинения глаза, составляющего около 1 мм, зрение ухудшается приблизительно на 2 диоптрии , — рассказала Вероника Агафонова. — Это позволяет снизить напряжение на хрусталике, однако в этот момент появляется опасность: если не дать глазам отдохнуть, они со временем адаптируются к такому растянутому состоянию. И это может привести к развитию близорукости.
Чтобы избежать этого, требуется комплексный подход: необходимо делать регулярные перерывы каждые 20–30 минут, проводить гимнастику для глаз, больше времени находиться на свежем воздухе, обеспечить адекватное освещение и правильно организовать рабочее место, и, самое главное, обеспечить квалифицированную коррекцию зрения, сообщает Вероника Агафонова.
По словам Анны Шамаровой, детского офтальмолога, работающего в сети салонов оптики «Счастливый взгляд» , для поддержания здоровья глаз необходимо следить за режимом зрительной работы и контролировать интенсивность нагрузки.
— Согласно рекомендациям экспертов, существует правило «20-20-20»: после 20 минут работы за компьютером необходимо посмотреть вдаль, примерно на 6 метров, и 20 раз поморгать. Затем можно продолжить работу, сохраняя расстояние до объекта в 35-40 сантиметров. Желательно также сократить время использования электронных устройств. Не менее 1,5-2 часов в день следует проводить на улице в светлое время суток, так как это крайне важно для нормального развития зрения.
Регулярные профилактические осмотры у офтальмолога рекомендованы не реже одного раза в год , особенно это актуально, если существует наследственная предрасположенность к близорукости, например, у одного или обоих родителей. Также рекомендуется обратиться к специалисту при обнаружении любых признаков нарушений зрения.
— Родители могут обратить внимание на поведение ребенка: если он пытается приблизиться к телевизору, подносит телефон слишком близко к глазам или щурится, — рассказывает Анна Шамарова. — Не помешает узнать, насколько хорошо он различает объекты на расстоянии.
Привыкаем к школе
Период адаптации к школе представляет собой непростое испытание для каждого ребенка, по мнению Ксения Гуцул, детский и подростковый психолог клиники доказательной психотерапии ALVI . В дошкольном учреждении адаптация обычно протекает легче, поскольку позволяет постепенное привыкание, тогда как в школе действует более строгий распорядок с определенной организацией и регламентированными перерывами.
— При условии, что обучение в первом классе построено эффективно, в нём предусмотрены и прогулки, и перерывы с активными играми, позволяющие детям разбежаться, попрыгать, немного отдохнуть и переключиться, — отмечает Ксения Гуцул. — Это позволяет детям отдохнуть и расслабиться, что значительно лучше, чем если бы они проводили весь день за учебой. В идеале такие перерывы должны быть обязательной частью школьного расписания. Однако, опыт показывает, что это не всегда удается реализовать.
Некоторые дети отличаются друг от друга, и кому-то строгий распорядок и четкая организация принесут пользу и облегчат адаптацию, в то время как для других нейроотличных детей это может оказаться невыносимым. У последних при этом наблюдается более высокая степень перегрузки.
В результате могут проявляться изменения в поведении, такие как раздражительность, агрессия и навязчивые движения (например, ребенок может часто моргать, грызть ногти или теребить волосы). Также возможны и физические проявления: боли в области живота, проблемы со сном, изменения в работе кишечника, по словам Мария Пономарева.
По мнению эксперта, для поддержки ребенка важно обеспечить регулярный и достаточный сон, поддерживать равновесие между учебной нагрузкой и отдыхом, находить время для игр и увлечений, которые выбирает сам ребенок, проявлять заинтересованность, разговаривать о его эмоциях и переживаниях, а в случае необходимости обращаться за консультацией к психологу или медицинскому специалисту.
Переутомление может проявляться в различных формах. К наиболее распространенным признакам относятся: изменение аппетита, быстрое уставание, сонливость днём, эмоциональные проявления — повышенная плаксивость, раздражительность, истерические приступы, агрессивное поведение или, наоборот, замкнутость, апатия. Ребёнок допускает «неправильные» действия при выполнении заданий, даже простые задачи представляют для него трудность, наблюдается снижение концентрации и утрата логического мышления. В поведении у маленьких детей могут встречаться признаки возврата к более ранним этапам развития — просьбы о том, чтобы его взяли на руки, сосание пальца, частые потери предметов, нежелание обсуждать школу, нежелание выполнять задания. У старшеклассников часто возникает чувство бессмысленности учебного процесса, увлечение электронными устройствами, стремление избегать любых обязанностей.
— В случае проявления подобных признаков, рекомендуется уменьшить учебную нагрузку на 2-3 недели, чтобы ребенок мог немного отдохнуть Ксения Гуцул. — Такая мера не способна решить проблему в долгосрочной перспективе, однако она может предотвратить будущие нарушения.
В целом, по словам Ксении Гуцул, обычно первоклассникам требуется от полутора до шести месяцев, чтобы привыкнуть к школьной среде. Учащимся пятого класса этот процесс занимает в среднем 2–4 месяца, хотя адаптация может затянуться, поскольку ребенку необходимо научиться взаимодействовать с большим количеством преподавателей, ориентироваться в здании школы и справляться с большим объемом новых задач. Для старшеклассников, обучающихся в 10-м классе и не менявших школу, период адаптации обычно составляет 1–2 месяца, в то время как при смене учебного заведения он может затянуться до 4 месяцев.
— Если ребенок сообщает о плохом самочувствии после окончания второй четверти, это является основанием для консультации у психолога или детского психиатра, — говорит Ксения Гуцул.
Особенности школьной жизни
Жизнь ученика первого класса претерпевает значительные изменения: теперь ему предстоит проводить продолжительное время за партой и регулярно носить в школу учебные материалы и принадлежности. Необходимо заранее подготовиться к этим новым условиям.
Так, по словам Марии Пономаревой, вес ранца не должен превышать 10-15% от веса ребенка . Рюкзак должен плотно прилегать к корпусу, иметь широкие регулируемые лямки и светоотражающие детали для обеспечения безопасности при передвижении.
— Чтобы ребёнку было удобно сидеть и чтобы не возникало проблем с осанкой, необходимо укреплять мышцы спины, живота и шеи, — отметила она. Для этого полезны занятия плаванием, гимнастикой и мягкой растяжкой. Важно следить за осанкой и выбирать мебель, соответствующую росту ребёнка. Кроме того, следует ограничить продолжительное сидение без перерывов и, возможно, обратиться к учителям с просьбой о включении разминки в учебный процесс. При обнаружении отклонений в положении стопы показана ортопедическая коррекция с использованием стелек или специальной обуви.
Для сохранения здоровья глаз необходимо правильно обустроить рабочее пространство.
— Важно учитывать, что многие дети начинают обучение в школе с уже имеющимися зрительными нарушениями: у одних это легкая близорукость, у других — астигматизм, — отмечает Вероника Агафонова. — Если родители не обращают на это должного внимания, даже самая качественная мебель и освещение не помогут: глаза будут испытывать перенапряжение, а зрение будет ухудшаться.
Длительная, непрерывная учебная работа, занимающая у ребенка 2–3 часа, нежелательна. Рекомендуется делать небольшие перерывы каждые 30–40 минут: например, подойти к окну, посмотреть вдаль или выполнить упражнения для глаз. По словам Вероники Агафоновой, это способствует расслаблению мышц, отвечающих за фокусировку, что позволяет уменьшить напряжение, вызывающее постепенное снижение зрения. Кроме того, важно обеспечить достаточное освещение рабочего места, чтобы свет был равномерным.
— Необходимо расположить письменный стол таким образом, чтобы на рабочую поверхность попадал прямой свет — то есть, рядом с окном, — добавила она Анна Шамарова. — Если ребенок правша, свет лучше располагать слева, чтобы избежать образования лишних теней, а если левша – наоборот. Необходимо избегать дополнительных теней. При недостатке естественного освещения, особенно если дети делают уроки вечером, особое внимание следует уделить искусственному: настольная лампа не должна светить непосредственно в глаза.
Отдельно Анна Шамарова отметила желание некоторых родителей посадить ребенка за первую парту. Для этого они берут справки у офтальмолога.
— Если ребенок не испытывает трудностей, то нет необходимости в использовании специальной парты , — настаивает Анна Шамарова. — Ученик, занимающий место у окна, вероятнее всего, раньше заметит ухудшение зрения. Даже если у ребенка есть близорукость и он использует корректирующие средства, нет необходимости располагать его за первой партой, поскольку он видит достаточно хорошо%.
По словам Анны Шамаровой, для первых парт есть специальные показания — например, амблиопия или косоглазие.
Видеть на все 100%
Когда у ребенка возникают зрительные нарушения, необходимо тщательно и компетентно решать вопросы их устранения.
— Даже при незначительной близорукости, при наличии соответствующего диагноза, мы рекомендуем очки для постоянного ношения, — подчеркнула Анна Шамарова. — Если миопия продолжает развиваться, назначаются специальные очки для контроля её прогрессирования. Мы можем рекомендовать их даже при -0,25, особенно в случаях, когда присутствует наследственная склонность к близорукости.
Даже если ребенок регулярно гуляет на свежем воздухе, выполняет гимнастику для глаз и делает перерывы каждые 20–30 минут, это не устранит негативное воздействие зрительных перегрузок, если очки подобраны неправильно.
— Если ребенку требуются очки, необходимо, чтобы они были максимально удобными и соответствовали его индивидуальным особенностям. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на то, что ребенок будет регулярно их использовать — и во время выполнения домашних заданий, и в школе, — добавила Вероника Агафонова. — Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнку назначили очки, но он отказывается их носить из-за того, что они кажутся громоздкими, неудобными, сползают и выглядят неэстетично. В итоге глаза продолжают испытывать перенапряжение, а близорукость ухудшается.
Как укрепить иммунитет
Чтобы школьники не страдали от болезней, необходимо следовать рекомендациям, которые, как правило, знакомы всем родителям, хотя их выполнение и представляет наибольшую сложность, по мнению Данил Хлебников. Это прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и регулярное полноценное питание .
— К сожалению, современным детям не хватает прогулок на свежем воздухе, они проводят больше времени дома с телефоном, и основное общение происходит в нём, — сетует Данил Хлебников. — Для них больше нет большой потребности выходить из дома, и родители рады, что их ребенок находится в безопасности под присмотром. Однако это не очень благоприятно для здоровья.
Безусловно, физическая активность также оказывает благоприятное воздействие на здоровье, как было отмечено Данил Хлебников.
— По мнению специалиста, родители должны предоставить ребенку широкий выбор занятий, например, спорт или танцы, и позволить ему самостоятельно принять решение о том, чем он предпочтет заниматься. Ключевым фактором является то, чтобы ребенок посещал эти занятия с удовольствием, а не по принуждению.
Сбалансированное питание играет важную роль в укреплении иммунной системы.
— Родители обычно могут наблюдать за тем, что едят их дети на завтрак и ужин, однако обед часто остается вне их контроля. В течение дня дети часто употребляют шоколад и другую выпечку с высоким содержанием сахара, что приводит к нежеланию употреблять здоровую пищу. — пояснил Данил Хлебников. — Это, как минимум, может привести к проблемам с избыточным весом и дефициту необходимых веществ.
Мария Пономарева рекомендует для формирования здоровых пищевых привычек в семье почаще устраивать совместные приемы пищи . Она также подчеркнула важность приема витамина D.
— Ежедневная потребность витамина D для детей в возрасте от 3 до 18 лет составляет 1000 МЕ, о чём она сообщила. Для тех, кто живёт в северных районах, эта норма может быть повышена до 2000 МЕ в сутки. Приём витамина рекомендуется осуществлять постоянно, независимо от времени года, поскольку в северных широтах солнечного ультрафиолета может быть недостаточно для полноценного синтеза витамина D даже в летний период.
Если ребенок здоров и не относится к группам риска, то перед профилактическим приемом сдавать анализы не требуется. Назначение анализов осуществляется при подозрении на дефицит или при наличии хронических заболеваний. Детям обычно рекомендуют формы выпуска с холекальциферолом (витамином D3) в виде капель, жевательных таблеток или капсул).
Для иммунитета также важен сон: 9–12 часов в зависимости от возраста.
— Гораздо важнее придерживаться установленного распорядка, чем доводить выполнение домашних заданий до конца ночью, — отмечает Мария Пономарева. — Для поддержания здоровья слизистых оболочек верхних дыхательных путей также целесообразно поддерживать влажность воздуха в пределах 40–60% и температуру от 18 до 20° C.
— Для того чтобы адаптация к школьным занятиям была легче для ребенка, ему необходим определенный распорядок дня. Это особенно актуально для учеников первого и пятого классов, — добавила Ксения Гуцул. — Благодаря четкой и понятной организации, детям легче приспосабливаться и предвидеть последовательность событий. Безусловно, будут возникать эпизоды непослушания и попытки испытать границы дозволенного, чтобы изменить установленный режим. Однако в подобных ситуациях ключевую роль играет последовательность и осознанность действий родителей.