Глава исследовательской группы, социолог и специалист по эпидемиологии Джоанна Маселко (В своем оригинальном исследовании Джоанна Маселко из Университета Дьюка, расположенного в Северной Каролине (США), использовала информацию, полученную более 30 лет назад. В частности, в середине 1970-х годов психологи университета начали отслеживать взаимодействие 1000 родителей (преимущественно матерей) с их восьмимесячными детьми. Оценки колебались от «минимальной степени привязанности» до «глубокой любви». С помощью специальной анкеты исследователи установили, что 10% родителей не проявляют привязанности к своим детям, 5% демонстрируют «чрезмерную любовь», а остальные 85% испытывают привязанность к детям «в среднем».
Через 34 года Маселко установила личности детей тех самых родителей и проанализировала их жизненный путь, психологические характеристики и степень устойчивости к стрессовым ситуациям, которая определялась показателями тревожности, враждебности и раздражительности. В результате исследования стало известно, что люди, получившие в детстве достаточно родительской любви и заботы (около 50 человек из тысячи), спустя десятилетия демонстрируют более благоприятные результаты. Это касалось как их социального положения (успешная карьера, крепкие отношения и подобное), так и психологического благополучия – в частности, они отличались высокой степенью эмоциональной стабильности стрессовых ситуациях.
Выясняется, что родительская любовь, которая в детстве защищает от трудностей и служит лучшим утешением в самые болезненные моменты, продолжает оберегать нас от негативных эмоций спустя много лет. Родители, проявляющие к своему ребенку искреннюю любовь, поддержку и заботу, создают в нем особый психологический барьер для стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть в будущем, – так утверждает доктор Джоанна Маселко в статье, опубликованной в журнале Journal of Epidemiology and Community Health. — Не имеет значения, рос ребенок в малообеспеченной или состоятельной семье, в гармоничной или дисгармоничной обстановке. Убежденность родителей, их поддержка и ласка, согласно результатам эксперимента, оказываются более значимыми, чем любые классовые и социальные факторы».
Вдохновляясь результатами исследований американских психологов, необходимо избегать перехода от любви к чрезмерной опеки. Такая опека не способствует укреплению детской уверенности в себе, а препятствует их развитию самооценки и самостоятельности. «Очень часто родители подменяют эти понятия — любовь и гиперопеку, — рассказывает московский психолог Нина Рубштейн. — Вместо ожидаемого результата происходит обратное: родители, чрезмерно опекающие ребенка, фокусируются не на его развитии, а на ограждении его от проблем. Как следствие, ребенок, за которого берут на себя задачи, которые он мог бы выполнить самостоятельно, вырастает несамостоятельным, с низкой самооценкой и склонным к стрессовым состояниям».
На мой взгляд, для того чтобы стать хорошим родителем и дать ребенку психологическую опору на всю жизнь, не обязательно глубоко изучать педагогические концепции. Однако, любовь и забота о малыше, безоговорочная поддержка в любых обстоятельствах – это принципиально важные условия, не допускающие исключений. Основываясь на личном родительском опыте, могу утверждать: дети прежде всего нуждаются в нас как в наставниках и защитниках, а роли судей, воспитателей и наблюдателей для нас вторичны.
Нельзя утверждать, что доктор Маселко и его коллеги произвели революцию в педагогике. Японская система воспитания, предполагающая особо бережное отношение к детям до десяти лет, практикуется уже на протяжении многих веков. Однако это, на мой взгляд, не умаляет значимости выводов, сделанных американскими исследователями?