Учитель химии миссис Филан считает, что школьная программа должна включать практические и прикладные занятия, поскольку «простое запоминание формул недостаточно интересно». В связи с этим она предложила превратить школьную химическую лабораторию в миниатюрное косметическое производство. Ученики, работая в командах, должны будут изготовить крем для бритья, лосьон для тела, блеск для губ, зубную пасту и другие косметические средства. Рецепты для их приготовления взяты из открытых источников, и миссис Филан лично проверяет и одобряет каждый из них. Школьники также должны будут создать экологически безопасную упаковку для своей продукции и продумать рекламную кампанию для ее продвижения.
Ключевым фактором является использование максимально натуральных ингредиентов. Так, новые специалисты в области косметологии разработали крем для рук, основу которого составляют эфирные масла, масло какао и пчелиный воск.
«Невероятно наблюдать, как под твоим руководством несовместимые компоненты образуют эмульсию, а затем и полноценный крем!» — с энтузиазмом делится Синди Физерли, одна из участниц обучения.
У другой группы учеников не увенчался успехом изготовление ароматизированного блеска для губ с ванильным вкусом, однако клубничный вариант оказался практически неотличим от продукции, продающейся в магазинах. Третья группа успешно создала зубную пасту с добавлением эфирных масел, а также разработала жидкость для полоскания рта, которая получилась слишком соленой (поэтому эксперименты с ней продолжаются). Проект оказался настолько интересен для ребят, что администрация школы рассматривает возможность включения его в обязательную учебную программу.
Полагаю, и нам были бы полезны подобные занятия: школьная программа по химии обычно не оставляет у учеников глубоких знаний – в лучшем случае они запоминают формулу воды, которую вскоре забывают. Однако, знания, имеющие практическое применение, оказываются весьма ценными и хорошо запоминаются.
«По мнению Татьяны Вересовой, косметолога, специалиста по мыловарению и созданию косметики ручной работы, подобные занятия были бы весьма ценными для старшеклассников. Как правило, в возрасте 12-14 лет девочки начинают самостоятельно изготавливать различные косметические средства, и эти эксперименты нередко приводят к нежелательным последствиям. В ход идут лекарства из домашней аптечки и косметика, принадлежащая их матерям. Обучающие мастер-классы позволили бы школьницам создавать безопасные и эффективные продукты. Это было бы интересно и мальчикам, поскольку они проявляют интерес к любым химическим опытам».
Леонид Кольчиков, аспирант кафедры методики преподавания химии МГПУ, выражает определенные сомнения: «Подобные методы обучения добавляют урокам элементы игры, что типично для американских школ. Однако, с точки зрения академической эффективности, они представляются недостаточно сильными – сомнительно, что ученики получат существенные новые знания, экспериментируя, например, со смешиванием оливкового масла и пчелиного воска. Я считаю необходимым уделять больше внимания работе в школьных лабораториях, а не занятиям за партами. Вероятно, такие уроки могут быть полезны в качестве факультативов, как способ дополнить основную программу. В таком формате идея представляется интересной и потенциально реализуемой в ряде московских школ».
Я думаю, ученикам было бы несложно заменить химические уроки практическими занятиями по косметологии. Это более увлекательно, познавательно и, что немаловажно, безопаснее. Пожалуй, почти каждый из нас сталкивался с неприятными ситуациями при проведении школьных экспериментов с химическими веществами. В отличие от соляной кислоты, оливковым маслом обжечься не получится.