Началось все с итальянских ресторанных обозревателей, которые были возмущены открытием «Макдоналдса» в историческом особняке в Милане в 1986 году. В знак протеста они разработали манифест, призывающий к отказу от посещения этой сети фастфуд и все, что с ним связано. Со временем небольшая группа гурманов переросла во влиятельную гастрономическую организацию Slow Food, в деятельность которой вовлечено около 100 тыс. участников из 100 стран мира. Организация устраивает ежегодный съезд продовольственных сообществ Terra Madre, а также является основателем Университета гастрономических наук, который предоставляет внушительную академическую программу по изучению культуры продуктов питания. Кроме того Slow Food патронирует Салон вкуса (Salone de Gusto) в Турине — крупнейшую международную гастрономическую выставку. Желтая улитка (символ Slow Food) на двери ресторана служит гарантией качества и аутентичности.
Философия слоуфуда предполагает употребление в пищу продуктов, производство которых не наносит ущерба окружающей среде и здоровью человека. Сторонники слоуфуда отдают предпочтение фермерским продуктам, поэтому в их рационе обязательно присутствуют деревенские сыры, свежеиспеченный хлеб и петрушка, приобретенная на ближайшем рынке. Движение поддерживает небольшие частные рестораны и выступает против негативных последствий глобализации, таких как распространение безликих сетевых заведений. Кроме того, слоуфуд отстаивает необходимость сохранения традиционных сортов зерновых культур, овощей, фруктов, пород животных и исчезающих продуктов питания, которые уходят из употребления из-за индустриализации.
Философия слоуфуд охватывает не только процесс приготовления пищи, но и образ жизни в целом. В качестве примера, вот яркий отрывок из манифеста: «Скорость поработила нас. Мы стали жертвами явления, которое можно назвать „быстрый темп жизни”, оно разрушает наши традиции и проникает даже в наш дом, вынуждая нас употреблять готовую еду. Человек, обладающий разумом, должен вновь обрести мудрость и освободиться от скорости, которая стремительными темпами ведет наш вид к гибели. Давайте оберегать себя от всеобщего увлечения быстрым темпом жизни с помощью простых ощущений».
Фермы, специализирующиеся на производстве продуктов слоуфуд, можно встретить в США и Европе, однако наибольшую популярность это направление получило в Италии, Франции и Испании. В Англии и США более распространено другое движение Organic food, близкое по духу слоуфуду.
Первая российская ферма, производящая продукты в стиле слоуфуд, была основана в 2000 году в тверском селе Медное. Ее создателем стал итальянский сыродел Пьетро Мацца. Ферма, ориентированная на агротуризм, предлагает широкий ассортимент сыров (буратто, проволоне, рикотта, джункату), изготовленных из молока местных производителей. Еще один иностранный энтузиаст, англичанин Джон Уоррен, производит колбасные изделия Warren’s Sausages в городе Королеве, Московской области. В Москве продукты, соответствующие стандартам слоуфуда, можно приобрести в магазинах «Жан-Жак» и «Глобус гурмэ».
В Москве, летом 2009 года, был основан конвивиум «Улитка», что в переводе с латыни означает «пир». Это стало первым официально зарегистрированным представительством международного движения слоуфуд. Среди целей организации – оказание поддержки российским производителям вина и молочных продуктов, проведение мастер-классов от шеф-поваров и организация различных мероприятий, например, демонстрация фильмов о еде в популярном клубе столицы.