В начале двадцатого века настоятель шаолиньского монастыря Мяосин систематизировал принципы шаолиньской боевой морали, изложив их в документе под названием «Пять запретов и семь вредоносных факторов». Эти правила берут свое начало в буддизме и отличаются своей простотой:
— сторонись нерадивости и лени;
— сторонись гордыни и похвальбы;
— сторонись вспыльчивости и суетливости;
— не пропускай последовательные этапы;
— старайся не злоупотреблять вином и не увлекаться мимолетными связями.
Вредоносные факторы таковы:
— сексуальные связи вредят семени;
— вспышки гнева вредят ци;
— мучительные раздумья угнетают дух;
— зависть вредит сердцу;
— излишества в напитках вредят крови;
— недостаток активности негативно сказывается на состоянии мышц;
— суетливость вредит костям.
Несмотря на ограничения и негативные влияния, в своей редакции шаолиньского удэ Мяосин пишет о важности уважения к учителю, вежливости и честности в общении с товарищами, недопустимости демонстрации навыков и притеснения более слабых. Он также полагает нужным еще раз подчеркнуть: «Увлечение женщинами и мужеложество неминуемо вызовет гнев небес». Монахи безоговорочно следуют этим установлениям. Было бы желательно, чтобы и посвященные миряне (к которым я отношусь) также их придерживались.
Если вы пришли на занятия ушу не просто для разминки рук и ног, а стремитесь сделать это боевое искусство частью своей жизни, необходимо выполнять специальные упражнения и придерживаться определенных принципов. Безусловно, все мы подвержены человеческим слабостям. Когда-то я прибегал к дракам, даже когда мог этого не делать. Я проводил спарринги с учениками, причиняя им травмы, такие как переломы носа и ребер, хотя и не отдавал себе сил на все сто. Гордость и хвастливость также иногда проявлялись. В конечном счете, ко всему нужно приходить постепенно, и теперь я умею контролировать себя.
Шаолиньские заповеди подобны воспитанию, которое получает ребёнок. Родители учат: соблюдай приличия, проявляй почтение к старшим. Однако время течёт, личность развивается, и некоторые нормы поведения, привитые в юном возрасте, утрачиваются. Но в конечном итоге человек оглядывается назад и возвращается к моральным устоям, заложенным в нём с самого детства. Со временем выясняется, что родители были в основном правы.
Правила, которыми руководствуется шаолиньский монах, также направлены на то, чтобы предостеречь от излишней увлеченности чем-либо, будь то негативные мысли или употребление алкоголя. На мой взгляд, оптимальным путем для человека является умеренность и спокойствие – нечто среднее между эмоциональностью и безразличием. Это, во-первых, способствует укреплению здоровья, поскольку в Китае принято считать, что болезни возникают из-за эмоциональных переживаний. Во-вторых, это дарует свободу. Человек, достигший просветления и соблюдающий все предписания, не подвержен зависимости от сексуальных желаний, пищи или материальных благ.
Всё требует умеренности. Это первостепенно. Когда Будда взаимодействовал с людьми, он говорил лишь то, что им было нужно. Если спрашивали, как добраться до рынка, он отвечал: «Рынок находится там». И не добавлял ни слова о своём учении. Ничего избыточного.
Смотреть видео цигун
Видеозанятия в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».
Видеозанятия .