VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Игра в Тетрис помогает справиться с негативными воспоминаниями

Доктор Эмили Холмс не первый год изучает действие старой доброй игры в тетрис на психику человека. В 2009 году она и ее коллеги из Оксфордского университета опубликовали исследование на тему “Может ли тетрис избавить от посттравматических переживаний?” . Иногда аккуратная укладка геометрических фигур в исчезающие штабеля помогает нам отвлечься от неприятных мыслей. Как отмечает Эмили Холмс, в учебниках по психиатрии описан терапевтический метод, предполагающий быстрый перенос взгляда с одного объекта на другой в течение нескольких минут, чтобы снизить эмоциональную реакцию на болезненные воспоминания. Безусловно, это упражнение очень похоже на суть игры тетрис.

«Однако в прошлом году мы не приняли во внимание два существенных фактора, — констатирует сегодня Холмс. — Действительно ли только тетрис способен избавить от негативных воспоминаний? И важно ли, через какой промежуток времени после травмирующего события человек начинает играть в него?» Новое исследование отвечает на эти вопросы.

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе в лабораторию было приглашено 60 молодых людей, не имеющих проблем ни с физическим, ни с психическим здоровьем, которым показали 21-минутный фильм, содержащий сцены автомобильных аварий и хирургических операций со смертельным исходом. Затем участников исследования распределили по трем группам. Одни из них в течение 10 минут играли в тетрис, другие — в словесную игру, требующую интеллектуальных усилий Pub Quiz. Третьи ни во что не играли. Затем всех отпустили по домам, обязав вести дневник и фиксировать в нем частоту флэшбэков, то есть воспоминаний о травмирующих переживаниях и происшествиях. Через неделю дневники изъяли для проверки и подсчитали: те, кто играл в тетрис, значительно реже вспоминали тяжелые видеоролики, чем участники контрольной группы, которые не играли вовсе. Наиболее интенсивные флешбэки испытывали те, кто после просмотра фильма решал кроссворды в Pub Quiz. На втором этапе волонтерам также показали тот же фильм, но к компьютерам их усадили только спустя 4 часа. Итоговый результат оказался схожим: у тех, кто играл в тетрис, было примерно в два раза меньше флешбэков, чем у остальных. На основании этого ученые пришли к заключению: успокоить нервную систему с помощью тетриса можно не только сразу после тяжелого события, но и спустя несколько часов.

Читать также:  Какие привычки на тренировках тормозят процесс похудения

Невозможно объяснить целебные свойства компьютерной игрушки, не понимая, как формируются травматические воспоминания. Флешбэк возникает как результат нарушения равновесия между тем, что человек воспринимает в настоящий момент (зрительно или аудиально), и интерпретацией, которую его сознание предлагает, опираясь на прошлый опыт. К примеру, если человек однажды стал свидетелем ограбления супермаркета, то звук кассового аппарата или вид полок с продуктами могут вызывать у него воспоминания о произошедшем.

Яркие воспоминания, или флешбэки, скорее всего, возникают и закрепляются в памяти в первые часы после травмирующего события. Согласно исследованиям, игра в тетрис способна влиять на этот процесс, отвлекая внимание мозга. Если после сильного потрясения предложить сознанию решить простую задачу, требующую концентрации и логики, то тревожные образы в памяти будут переплетаться с геометрическими фигурами, что не позволит сформироваться яркому флешбэку.

Создатель игры, российский программист Алексей Пажитнов, изначально не планировал разрабатывать продукт с терапевтическим эффектом. Как он утверждает, тетрис был придуман в 1984 году для личного досуга, и он был весьма удивлен, увидев, как миллионы программистов по всему Советскому Союзу увлеченно играют в него. «Тетрис серьезно замедлял работу целых институтов, — с ностальгией рассказывает Алексей. — На рабочих местах даже проводились соревнования и обучающие занятия».

Алексей, проживающий уже много лет в Сиэтле, США, рассказал о мечте Пажитнова создать программное обеспечение для психологов: «Еще в Советском Союзе я общался с психологами. Я говорил им, что будущее психологии связано с компьютерами. Мы – хорошие специалисты в разных областях, давайте объединим наши усилия и разработаем что-то новое. Однако дело ограничилось лишь автоматизированными тестами, серьезных прорывов не произошло. Если тетрис окажется полезным, я буду только рад».

Читать также:  Пять распространенных ошибок на занятиях йогой

Пажитнову, как это часто бывает, самым эффективным инструментом для психотерапии оказалась игра, созданная им для собственного развлечения, а не для специалистов. Подобные случайные открытия, сделанные почти шутя, – не редкость в истории науки.

Похожие статьи: