Психолог Дуглас Кенрик, профессор социальной психологии Аризонского университета, в сотрудничестве с Джессикой Ли, Джейсоном Уиденом и Адамом Коэном провел обширное исследование, направленное на изучение воздействия религиозности на психологическое состояние верующих. Ученых интересовало, является ли религиозность устойчивой характеристикой или же, подобно чувствам к партнеру, она подвержена колебаниям. Результаты части этой работы были опубликованы в его блоге. В исследовании приняли участие свыше 20 000 человек старше 30 лет, а также около 1000 студентов из четырех ведущих университетов США. В ходе исследования Кенрик установил, что:
— для большей части американцев важным критерием при выборе партнера для создания семьи является его стремление к духовному росту и религиозность;
— согласно мнению американцев, религиозные люди воспринимаются как более сексуально привлекательные, чем люди без веры;
— как правило, всплески религиозности наблюдаются в моменты, когда люди испытывают сомнения в себе, ощущают конкуренцию с окружающими и нуждаются в общении, любви, сексуальных отношений или создании семьи (это особенно заметно среди представителей молодого поколения);
— почти 96% верующих утверждают, что их вера в бога остается незыблемой даже в самых тяжелых и стрессовых обстоятельствах или при депрессии помогает выйти из негативного состояния куда быстрее, легче и эффективнее, чем самый современный антидепрессант.
В сущности, это означает, что чем больше человек привержен религиозным убеждениям (или, если использовать более деликатную формулировку, чем глубже его духовные искания), тем он кажется более привлекательным, желанным и защищенным от стрессов.
Мне неизвестно, как обстоят дела у вас, но у меня по обоим указанным аспектам возникли замечания. Прежде всего, не перепутал ли профессор сексуальное влечение с брачными и репродуктивными инстинктами? Прошу прощения за прямоту, но если человек ищет партнера для краткосрочных отношений или для сексуального туризма, например, на Ямайку, то явные признаки религиозности, скорее, оттолкнут его, чем привлекут. Однако, если речь идет о выборе спутника жизни, то здесь действительно ценятся моральные убеждения, принципы, чистота взглядов, верность, честность и другие качества, которыми обычно обладают духовно зрелые и верующие люди, и которые не стыдно было бы передать будущим поколениям.
Я также оставляю возможность высказываться сторонникам, например, гностических учений (включая христианские), которые полагают, что человек достигает наивысшей близости к божественному во время сексуального контакта. Однако в этом случае приоритет следовало бы отдать сексуальной энергии, считающейся катализатором духовного развития, а не наоборот).
Во-вторых, я так и не смогла понять, кто именно подразумевается под «верующими и духовно богатыми людьми», исходя из работ американских психологов, участвовавших в исследовании профессора Кенрика. Например, я сама… Нечасто посещаю храмы и церкви (чего греха таить – крайне редко), но постоянно обращаю внимание на облака и на светлые лица людей – является ли это признаком веры или нет? Я крестила своего сына в серебряной купели Александро-Невской лавры, а затем мы оба – счастливые, смешные и радостные – отметили мой день рождения в буддийском дацане, и не было в моей жизни дня теплее, чем тот. Это как-то связано с религией? Я знакома с законами биологии и при этом убеждена, что мой отец не умер 20 лет назад – это вера во что? И кто еще, как не мои личные боги – Модильяни, Ромен Гари, Тони Моррисон, Дэвид Митчелл и Нина Симон – делают меня сексуальной, отважной, понятливой и настоящей? Они – мой личный пантеон, но имею ли я право так говорить перед теми, для кого настольной книгой является Библия, Коран или, скажем, Тора? Эх, одни вопросы у меня…
В-третьих, я могу с уверенностью заявить о следующем. Что касается веры как лучшего антидепрессанта. Тот факт, что американские психологи, проведя длительные научные исследования, пришли к истине, известной человечеству на протяжении веков, кажется вполне закономерным. Безусловно, духовность и вера (не будем вдаваться в детали, во что именно они заключаются, это не имеет значения в данном контексте) делают людей терпимее, благороднее, красивее, спокойнее, сильнее и устойчивее, чем они есть на самом деле, и разве кто-либо когда-либо оспаривал это?! «Во время депрессий люди становятся более религиозными, — пишет Кенрик. — Чаще ходят в церковь и обращаются к богу». Эка новость! А к кому же им еще ходить, когда с души воротит и хваленый прозак не помогает?
Заявляя о том, что вера в бога обладает сильным антидепрессивным эффектом, исследователи, по всей видимости, переняли эту идею у человека, жившего, вероятно, ещё во времена Святого Петра…
Как вы считаете, в чем причина: в божествах, которые мы выбираем (или которые выбирают нас)? В мощи убеждений? В тех принципах и опорах, которые даёт вера и духовное развитие?