Поразительно, но после довольно утомительного первого дня путешествия участники группы, разбредясь по номерам лишь к полуночи, уже четыре часа спустя послушно и бодро расстелили свои коврики на террасе для медитаций. Одна из главных составляющих садханы (да и вообще отличительная черта кундалини-йоги) — это пение мантр. Стоит отметить, что нынешнее утро стало особенным для всех постояльцев Club Palm Bay. Обычно здесь принято просыпаться под звуки тропических птиц, но сегодня, на рассвете, они не издавали своих обычных голоса. Птицы были увлечены: привлеченные необычными звуками и пением, они собрались вокруг наших коллег, стремясь присоединиться к единому хору… «Ты не можешь себе представить! Эта птица подошла ко мне почти вплотную, и мы пели настолько слаженно, будто делали это всю жизнь! А ведь мы впервые увидели друг друга», — поделилась впечатлениями моя соседка по номеру Лена.
После этого состоялся утренний заплыв в океане (местное время – шесть утра), неспешный завтрак (7:00), и вскоре внимательный гид помогал нам с багажом и усаживал в автобус. Настало время отправляться – впереди нас ждала продолжительная экскурсия по одной из древних столиц Шри-Ланки, Полоннаруве, и переезд в юго-восточную часть острова, в рыбацкую деревню Хамбантоту, в отель Chaaya Village.
Не все, возможно, разделят мое мнение, но я полагаю, что для автобусной экскурсии три часа – это предел. Наша сегодняшняя поездка оказалась в четыре раза дольше. В общей сложности мы провели в пути 12 часов, однако я не могу сказать, что они сильно утомили нас. По дороге мы неоднократно останавливались из автобуса, чтобы попробовать кокосовое молоко (которое здесь продают прямо на обочинах дорог, как у нас продают картошку, георгины и лисички), затем – купить воду, фрукты и орехи в супермаркете, перекусить в ресторанчике (и, как будто по заказу, оказаться там на пышной ланкийской свадьбе), а впоследствии – пообедать в другом кафе (и там столкнуться еще с одной свадьбой). Обе невесты, к слову, смотрели на нас с полным изумлением, словно мы прибыли с другой планеты. И мы, в свою очередь, не менее внимательно разглядывали их…
Местные заведения предлагают «шведские столы», включающие блюда традиционной кухни региона. Эти блюда отличаются насыщенным пряным вкусом благодаря использованию специй, таких как тмин, кардамон, чеснок, гвоздика, семена горчицы и перец чили. Только обычный вареный белый рис обладает относительно нейтральным вкусом. Интересно, что для самих жителей Цейлона этот рис составляет основную часть их обеда. И это вполне объяснимо. Даже ланкийцам не всегда легко употреблять острую пищу — во рту сразу возникает ощущение жжения, которое сложно облегчить водой, фруктовыми соками или молоком. Именно белый рис считается наиболее эффективным средством для снятия остроты, поэтому он и выступает в качестве основного блюда. Мы же, не зная этого, наполнили свои тарелки разнообразными экзотическими блюдами, от овощного карри до фасолевого супа с чили, практически не прикоснувшись к обычному рису. За что немедленно поплатились: я, например, не смогла проглотить больше трех ложек своего обеда, опасаясь, что следующая превратит меня в огнедышащего дракона… Заплатив по 820 ланкийских рупий с человека, мы наконец отправились осматривать руины некогда знаменитого города.
Мысль о том, что несколько веков назад Полоннарува была роскошной и величественной столицей, где гармонично сочетались светские дворцы и храмовые комплексы, помогала мне избежать разочарования. Эти памятники архитектуры, несомненно, самобытны и способны рассказать о самых благополучных эпохах, прошедших на Цейлоне, но сегодня они предстают перед иностранцем прежде всего как совокупность древних руин, находящихся в довольно неудовлетворительном состоянии. Мне показалось, что пересчитывать их все – излишне. Достаточно было осмотреть скальный монастырь Гал Вихара. Вот он действительно производит впечатление! Не могу понять, как древним ланкийцам удалось создать такую красоту – огромные фигуры, каждая из которых изображает Будду в трех основных положениях: сидящим, стоящим и лежащим. Современные жители Цейлона не рассматривают Гал Вихару как часть парка или музейного комплекса. Для них эта территория – святое место, храм, где ни один ланкиец не позволит себе ходить в обуви или поворачиваться к буддам спиной.
Перед статуей Будды простирается невысокая скала, которая сама по себе располагает к медитации благодаря особой атмосфере спокойствия. Здесь легко потерять ощущение времени, и возникает чувство, что за пределами этого места, где у твоих ног покоится просветленный Будда, больше ничего не существует…
До отеля путь лежал уже в полной темноте. На Цейлоне сумерки не встречаются, здесь день не затихает, а внезапно сменяется непроглядной ночью. Дважды по дороге домой мы сталкивались с дикими слонами — они выходят на узкую асфальтированную дорогу так же, как у нас выбегают на проезжую часть лоси или олени. Кто-то был сильно напуган этой слоновьей выходкой, других она вызвала явное восхищение. В ответ на такую реакцию наш гид предложил всем желающим посетить слоновий питомник, расположенный неподалеку от отеля. Но сначала мы посетим еще один исторически значимый памятник Шри-Ланки — скальную крепость Сигирия…
Не успев толком обустроиться и быстро поужинав, участники собрались на запланированное двухчасовое вечернее занятие по йоге. Все по схеме: мантры, дыхательные упражнения, медитация, расслабляющий танец, притчи… Принимая во внимание широкий возрастной диапазон участников группы – от четырехлетней Элины до 65-летней Валентины (которая, к слову, в Полоннаруве первой покорила руины построек, опередив всех остальных), я не ожидала такого единогласия в отношении довольно строгой программы занятий и экскурсий. Забавно, но даже изнуряющую жару (которая ощущается и днем, и ночью, когда воздух прогревается до 27–29 градусов) они, как будто по договоренности, не замечают. И только что мне пришло в голову: я тоже ее не замечаю. Нас переполняет позитивный взгляд на окружающий мир, и времени на мелочные жалобы просто не остается!