VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Кто такие гуру и как их распознать?

Раньше я относилась к своему другу как к наставнику, поскольку он начал заниматься йогой и проявлять интерес к индуизму до меня. Я безоговорочно верила всему, что он говорил, пока не встретилась с его учителем. Этот человек представил мне иную перспективу, показав йогу в совершенно новом свете. Со временем я прочитала книгу «Автобиография йога» Парамахансы Йогананды позволила мне найти ответы на многие волнующие меня вопросы, и я решила принять его своим учителем. Однако, в этой же книге говорилось, что, к примеру, знания о крийя-йоге, которая меня привлекала, передаются исключительно при личной встрече ученика и наставника. Поэтому я решила выяснить, кто такой гуру, как его найти и необходим ли он вообще.

Слово «гуру» стало распространенным. Так часто называют высококвалифицированного эксперта в определенной сфере деятельности или любого педагога. В переводе с санскрита «гуру» означает «значимый», «почтенный», «выдающийся», «мастер». В индуизме и буддизме гуру – это не просто преподаватель, а духовный проводник.

Первыми авторитетными наставниками в Индии были мудрецы, ведущие отшельнический образ жизни, которые передавали свои знания и опыт следующим поколениям в эпоху отсутствия учебных пособий и разработанных методик, когда обучение осуществлялось на основе интуиции. Значительную роль играли жесты, зрительный контакт и эмоциональная связь между учеником и его наставником. Верили, что гуру способен трансформировать карму ученика, а ученик – вызывать в мыслях образ ушедшего гуру, чтобы попросить у него помощи. В Ведах говорится, что только гуру может пробудить сознание, что отличает его от обычного учителя: обращаясь к учителю, человек получает ответ, а обращаясь к гуру, человек достигает просветления.

Я поинтересовалась у инструкторов программы «ЖИВИ!», есть ли у них духовные наставники.

Юлия Зайченкова нашла своего гуру, увидев его на фотографии. В доме одного из ее учителей Юле попался на глаза портрет индийского мастера Рамана Махарши, жившего в первой половине XX века, и в тот момент она настолько расчувствовалась, что даже не смогла сдержать слез. Сейчас она считает своим гуру нашего современника, учителя Карла Ренца, которого называют аватаром Рамана Махарши, и всегда старается встретиться с ним при первой же возможности.

Читать также:  Влияние COVID на менструальный цикл и способы его восстановления

Рави Кумар рассказал мне, что его гуру — Ширди Саи Баб — жил более ста лет назад, и он общается с ним с помощью медитаций. «Я делюсь с гуру, как с близким человеком, всем, что у меня происходит, — говорит Рави, — задаю беспокоящие меня вопросы, прошу о помощи. Во всем, что происходит потом в моей жизни, я нахожу его ответы». Рави сам выбрал своего гуру, когда учился в десятом классе: часто ходил в его храм, читал о нем и в какой-то момент решил, что будет прислушиваться именно к нему.

А вот Инна Видгоф пока не ощущала потребности в том, чтобы обрести своего гуру. «Мне посчастливилось встретить множество людей, которые заряжали меня своей энергией, стимулировали развитие, советом или примером помогли принять нужное решение, пойти в правильном направлении, — говорит Инна. — Но гуру у меня нет, и пока что я его не ищу. Сейчас мой главный учитель — полуторагодовалая дочка. Общаясь с ней, я очень много нового узнаю о себе, меняюсь, становлюсь более чуткой».

Нет гуру в классическом его понимании и у Алены Мордовиной. «Все, с кем я общаюсь, преподносят мне уроки, — делится Алена. — Я убеждена, что каждый человек может быть учителем, и все происходящее в жизни несет в себе ценный опыт. Я получила много знаний от различных наставников, каждый из них внес свой вклад, но никто не предоставил исчерпывающих ответов на все вопросы. Общую картину мира я смогла составить, объединив отдельные элементы, полученные от них».

А в кундалини-йоге, по словам Алексея Меркулова, гуру находится за пределами понимания. «Он присутствует повсеместно, — утверждает Алексей, — и его невозможно представить в виде конкретной личности. Он в каждом вдохе и выдохе, он и есть сам процесс дыхания. Учит людей учитель, а не гуру. Так, например, я не являюсь гуру. Учитель ставит перед учеником задачи, которые стимулируют его рост и развитие».

Читать также:  Что съесть перед месячными: 6 полезных продуктов

Многие стремятся найти духовного наставника, посещая семинары и ретриты, которые проводят учителя восточных школ, сейчас нередко приезжающие в Россию. Прошлым летом у меня был опыт общения с тибетским учителем Гарченом Ринпоче, который проводил в Подмосковье четырехдневный ретрит. Атмосфера была невероятной, на протяжении всех дней я ощущала умиротворение и приятное расслабление. Но было сложно не заметить, что некоторые участники ретрита присутствовали из какого-то ощущения долга, не вкладывая в это всего себя. Вот небольшой эпизод. Учитель настоятельно советовал всем придерживаться исключительно вегетарианского питания во время ретрита и даже просил воздержаться от лука и чеснока. Одна из девушек во время ужина предлагала приготовить сосиски, а затем стояла на посвящении в первых рядах. Безусловно, это незначительная деталь, но именно из таких мелочей и состоит целостная картина.

На ретрите проходила церемония посвящения: учитель рассказывал о медитациях, затем проводил их и благословлял участников. Когда последовала очередь за благословением, я осознала, что не хочу к нему присоединяться. Меня терзали вопросы. Если я получу благословение, как его использовать? Какие перемены произойдут в моей жизни? Какие обязательства на меня лягут? «Если сомневаешься — не подходи», — сказала я себе, и даже убеждения подруги не смогли меня переубедить.

На следующий день, во время другого посвящения, я неожиданно почувствовала желание приблизиться к нему, и решилась на это. Практика была направлена на развитие сострадания, и когда после медитации я обратилась к учителю, меня захлестнула мощная волна чувств, которые начали проявляться во время медитации. Это произвело на меня сильное и удивительное впечатление.

Этот случай не заставил меня увидеть в тибетском наставнике своего гуру. Вероятно, для этого необходима более глубокая духовная связь. Кроме того, Юлия Зайченкова рекомендует не спешить с выбором духовного учителя. «Проявляйте осторожность и остерегайтесь лжеучителей, — отмечает она. — Необходимо узнать, как живет этот человек, чем он занимается, и не должно возникать ни малейших сомнений в его благочестии. У настоящего Гуру отсутствует эгоизм. Если он, к примеру, оставил свою семью, стоит задуматься о его моральных качествах — ведь он не выполнил свои обязательства. Подлинный гуру ничем не привязан, он ничем не обременен, его невозможно спровоцировать или зацепить на что-либо».

Читать также:  Причины слабости лодыжек: как лечить и укрепить

Но главный вопрос — нужно ли это вообще?

Рави Кумар Довлуру: «Даже если вы сосредоточены исключительно на физических упражнениях в йоге, вам необходим опытный наставник для достижения поставленных задач».

Инна Видгоф: «Основной акцент в йоге делается на личностном развитии и духовном прогрессе. Если вы ощущаете этот прогресс без каких-либо обрядов посвящения, то вам, вероятно, не требуется наставник. Однако, если никакого развития не происходит, то помощь учителя будет затруднительна».

Юлия Зайченкова: «Необходимо, чтобы кто-то подтверждал верность выбранного направления. Гуру отличается от наставника тем, что он не предлагает практических упражнений или заданий, но благодаря ему человек начинает осознавать, куда и зачем он стремится. Достаточно одного взгляда и присутствия, чтобы человек вспомнил о своей истинной сущности и ощутил просветление».

Алена Мордовина: «То, как мы реагируем на происходящее, определяет наше духовное развитие. Для кого-то в этом процессе необходим духовный наставник, а для кого-то он не нужен. Если у вас есть такой наставник – это хорошо, если нет – возможно, вы ещё не готовы к этому, или он вам не понадобится. Не стоит расстраиваться и переживать из-за этого».

А как вы считаете? Необходим ли каждому практику йоги свой наставник?