Зорб – это прозрачная сфера диаметром 3 метра 20 сантиметров, обладающая объемом 13 кубических метров и весом 70 килограммов. Несмотря на внешнюю кажущуюся нежность, она отличается высокой прочностью благодаря изготовлению из термопластичного полиуретана. По словам инструктора по зорбингу Сергея Старкова, «зорб не подвержен разрушению в стандартных условиях, он способен выдерживать значительные нагрузки и температурные колебания от –70 до +60 градусов». Он также отмечает, что в ходе эксперимента зорб, нагруженный грузом, имитирующим вес взрослого человека, двигался на скорости 50 километров в час, успешно перенося столкновения с твердыми и острыми предметами, а также преодолевая препятствия в виде автомобиля».
В зорбе установлена камера диаметром 180 см, а для входа внутрь предусмотрены два отверстия. Внутри зорба находят ремни безопасности, к которым пристегивают зорбонавта. Для дополнительной безопасности можно использовать специальные петли.
На скорость спуска влияют вес зорбонавта, угол наклона склона и сила ветра. Как правило, перемещение от начальной точки до финиша занимает от 5 до 10 минут, в течение которых шар совершает 16–18 оборотов.
Зорбинг часто называют самым безопасным экстремальным видом спорта, однако это утверждение справедливо лишь при соблюдении ряда строгих правил. Так, катание в зорбе в состоянии алкогольного опьянения запрещено, поскольку это может привести к летальному исходу. Также не допускается использование обуви на высоком каблуке, чтобы избежать случайного повреждения сферы. Погружение в зорб и самостоятельный выход из него не разрешены, любые действия должны выполняться под контролем инструктора. Существуют и медицинские противопоказания: людям, страдающим сердечной недостаточностью, эпилепсией и сахарным диабетом, не рекомендуется заниматься зорбингом.
В 1973 году французский инженер Жиль Эберсоль задумал идею спуска с горы на надувном шаре. Он назвал свое изобретение La Ballule, что переводится как «баллон с люлькой». Двадцать лет спустя Эндрю Эйкерс и Двэйн ван дер Слюс из Новой Зеландии доработали La Ballule: они определили наилучшие размеры и выбрали прочный материал, разработали систему ремней безопасности и придумали новое название – «зорб».
«Мы стремились создать аттракцион, вызывающий сильные эмоции, — рассказывают они. — Многие люди испытывают потребность в новых впечатлениях, и далеко не все из них готовы рисковать жизнью ради их получения». Катание в шаре не требует жертв: не случайно новозеландцы классифицировали зорбинг как «экстремальный вид спорта для студентов в очках и девушек в рюшах». Сочетание захватывающих ощущений и абсолютной безопасности, по их мнению, должно сделать этот вид спорта весьма востребованным. И даже придумали рекламный слоган: « ВНИМАНИЕ — МОЖЕТ ПРИВЫКАТЬ!!! Мы предупредили вас!» («Внимание — вызывает зависимость!!! Предупреждаем заранее!» )
В настоящее время выделяют различные формы зорбинга: hill zorbing (традиционный спуск с холма), hydro zorbing (зорб, наполненный водой), aqua zorbing (зорб, движущийся по водной трассе), snow zorbing (спуск с ледяных и снежных склонов), aero zorbing (зорбинг в аэротрубе) и — наиболее экстремальный вариант — harness aqua zorbing (зорб, закрепленный на моторной лодке).
Центр подготовки зорбонавтов, как и положено, располагается в Новой Зеландии, поскольку холмистый рельеф местности идеально подходит для тренировок. Главный офис компании находится в городе Роторуа, известном своими термальными источниками и расположенном на территории действующего вулкана Zorb, предоставляющей услуги по созданию износостойких шаров и подбору оптимальных локаций для катания.
В начале 2000-х годов этот экстремальный вид спорта стал известен в России появилась возможность заняться зорбингом в Москве, на Крылатских холмах. Организованные спуски — только по выходным, но, если созвониться с инструктором заранее, можно договориться о катаниях в зорбе и в будний день, и даже ночью (в светодиодном зорбе). Ограничений, кроме состояния здоровья, практически никаких. «Многие думают, что для катания в зорбе нужны определенная комплекция и вес, но это неправда, — говорит зорбер Роман Ершов, практикующий парное катание, при котором общий вес пассажиров превышает 150 кг. — Технология предусматривает установку в зорбе двух подвесок, то есть теоретически там можно даже сексом заниматься, — размышляет Роман, — но вряд ли кто на это пойдет».