Целый год личность Стена Грофа не давала мне покоя. Впервые я узнала о нем из интервью с Владимиром Майковым, его учеником и организатором всех его приездов в Россию. Прочтя по совету Майкова несколько книг Грофа, я долгое время ходила ошарашенная. Этот человек стал для меня олицетворением удивительного мира таинственных и целительных душевных переживаний, которые правильнее всего следовало бы называть духовными путешествиями. Во многом книги Грофа перекликались с произведениями Карлоса Кастанеды. И если со знаменитым антропологом при всем желании пообщаться шансов нет, то с Грофом — шанс был. Оставалось только набраться терпения и ждать случая, который недавно мне представился.
На часах 9.00, наступило субботнее московское утро. Несколько сотен слушателей, собравшихся в конференц-зале Центрального дома ученых, с интересом слушают американского психолога, новатора в своей области, выдающегося ученого и при этом обаятельного и очень скромного человека, который начал рассказ о революции сознания. Мне показалось весьма символичным, что этот разговор начался именно 7 ноября.
Гроф начал свой семинар с рассказа о том, как в процессе научных исследований, будучи еще чешским психиатром, он впервые испытал препарат ЛСД-25. «…Я полностью потерял связь с ассистенткой, которая следила за датчиками, прикрепленными к моей голове, а также с городом Прагой, где проводился эксперимент, и вообще с планетой Земля. Мое сознание расширилось настолько, что смогло вместить всю совокупность бытия, я почувствовал себя частью всеобъемлющей физической Вселенной. Я видел рождение сверхновых звезд и проваливался в глубину черных дыр, я был частью всего этого… Описать словами ощущения, которые я пережил тогда, мне трудно до сих пор. Этот опыт полностью изменил мой взгляд на психиатрию. Я понял, что изучение измененных состояний сознания — это именно то направление, в котором должна развиваться современная наука». 78-летний Гроф, рассказывая о начале своей деятельности, на секунду показался мне 18-летним юношей, — настолько в нем было энергии, экспрессии и теплоты. Затем он стал описывать второй случай, третий, четвертый — один сказочнее другого.
В определенный момент мне показалось, что Гроф испытал некое смущение, — ведь всегда непросто передать другим тонкости личного трансперсонального опыта. Хочу подчеркнуть, что измененное состояние сознания — это не ситуация, когда человек, будучи сильно опьяненным, бесцельно бродит по городу. Мистический опыт заключается не столько в ощущении нахождения в странном мире, сколько в осознании этого переживания, в своеобразной форме обучения, как будто вы становитесь мудрее на несколько жизней одновременно.
Затем Станислав демонстрировал большое количество личных снимков, сделанных в период их визита с женой Кристиной в дом Альберта Хофманна (который, к слову, скончался в возрасте 102 года, сохранив до конца жизни остроту восприятия и память). Помимо этого, Гроф поведал о своем уходе из социалистической Чехословакии и переезде в Соединенные Штаты, о почти 15 годах, проведенных в знаменитом Институте Эсален, о том, как началась работа по созданию теории трансперсональной психологии, который сохраняет свою актуальность и в наши дни. И, безусловно, о создании упомянутого метода холотропного дыхания.
Вторую половину дня Станислав потратил на составление подробного отчета о выявлении им четырех перинатальных матриц – четырех ключевых внутриутробных этапов, оказывающих наибольшее влияние на психику человека, и связанных с ними архетипических образах, которые в свое время описал еще Юнг. (Кстати, Гроф упомянул, что ему удалось приобрести знаменитую «Красную книгу Юнга», первое издание которой появилось всего месяц назад, буквально за неделю до отъезда в Россию). Когда он рассказывал о необычных, на первый взгляд, ощущениях людей, переживающих моменты своего рождения, Гроф заметно оживился — этот вопрос, очевидно, был ему особенно приятен.
Кстати, было увлекательно не только слушать мэтра, но и наблюдать: Гроф продемонстрировал на экране обширную подборку иллюстраций, которые, полагаю, он собирает уже не одно десятилетие. Авторы рисунков — преимущественно участники дыхательных и психоделических сессий — запечатлели свои переживания, возникшие во время холотропных путешествий. Наибольшее впечатление на меня произвели работы швейцарского художника Ганса Руди Гигера, выдающегося мастера фантастического реализма, близкого соратника Грофа и постоянного участника холотропных сеансов.
На второй день лекций Гроф поделился забавной историей, произошедшей с ним в палате Боткинской больницы, куда он был госпитализирован за два дня до начала семинара. Его сосед, узнав, что рядом с ним находится известный трансперсональный психолог, выразил свое восхищение: «О, Станислав Гроф! Я читал все ваши книги! Вы гений, выдающаяся личность нашего времени! У меня к вам всего один крошечный вопрос: неужели все то, о чем вы изложили в своих книгах, соответствует действительности? И способен ли человек действительно испытать нечто подобное?» Зал ответил дружным смехом: для многих участников семинара было очевидно, что трансперсональная психология – это теория, которая невозможна без практики. Иными словами, без практики она представляется лишь пустым звуком или мудростью, выраженной на незнакомом языке. Это сопоставимо с сексуальным опытом – человек может прочитать огромное количество книг на эту тему, но не поймет ничего до тех пор, пока сам не испытает оргазм.
После двух дней лекций последовало три дня холотропных сессий. Вводную лекцию к ним провел Гроф, детально объясняя, как возник этот метод дыхания и как правильно его применять. «Не стремитесь к определенным результатам, не ставьте их. Не пытайтесь искусственно создавать свои переживания, но будьте готовы к тому, чтобы действительно их прочувствовать! Будьте честными исследователями самих себя, искателями скрытых тайн. Просто дышите. Дышите глубже и интенсивнее, пока не будете поражены тем, что с вами происходит…» Когда он произнес эти слова, я внезапно задумалась: а разве сама жизнь не является тем же самым? От первого вдоха до последнего выдоха каждый человек проживает свою жизнь в непрестанном поиске себя и нередко удивляется происходящему с ним. По крайней мере, именно так протекает моя собственная жизнь. Эта мысль принесла мне удовольствие. Но дальнейшие мои размышления я не припомню. Поддавшись стремительному ритму громкой музыки, мое дыхание — вдох, выдох, вдох, выдох — закружилось в бесконечном цикле, и началось еще одно непредсказуемое путешествие, длившееся три незабываемых дня. Об этом сеансе холотропного дыхания я расскажу в рубрике «Проверено „ЖИВИ!” Психология». Вскоре.