«После выхода хоррора Даррена Аронофски, повествующего о нежной красавице-балерине, мучимой стремлением к совершенству, в глянцевых изданиях мгновенно появились заголовки вроде «Диета Черного лебедя», «Как создать телосложение Натали Портман в “Черном лебеде.
Персонаж, которого играет Портман, балерина Нина, страдает от анорексии, ограничивается грейпфрутами на завтрак и испытывает панический страх перед сладким. Она трудится практически круглые сутки, стремясь безупречно исполнить ведущую партию в «Лебедином озере». Эта мечта настолько сильна, что приводит к галлюцинациям: ей кажется, будто у нее вырастают черные крылья, а пальцы ног превращаются в перепончатые лапы, как у лебедя.
Чтобы воплотить эту роль, актриса, несмотря на свой рост в 160 сантиметров, похудела с 52 килограммов до 43. Она значительно уменьшила размер порций и целый год съемок интенсивно тренировалась у балетного станка. Съемки фильма «Черный лебедь» оказались для нее сложным испытанием. Натали признается, что из-за физического и морального истощения чуть не потеряла здравый смысл и не рекомендует никому повторять ее рискованный актерский опыт.
Слишком поздно. Портман в балетной пачке выглядит пленительно, и ее образ трудно игнорировать. Непреодолимо возникает желание обладать такими же стройными ногами и изящной шеей: согласно статистическим данным, для семидесяти процентов девочек-подростков экранные знаменитости становятся образцом, ради которого готовы идти на жертвы.
Ни Нине, ни Марии Портман не позавидуешь. Актриса Мила Кунис, также прошедшая через ограничения в питании и похудение до 43 килограммов для роли соперницы Портман, признается: «В обычной жизни мы выглядели ужасно, истощенными. Но на экране и на снимках мы казались изящными и прекрасными».
Разграничить здоровый и нездоровый перфекционизм бывает непросто, и это не всегда удается даже опытным зрителям. Слова Инны Гринкевич, примы балета, произвели на меня больше впечатления, чем все визуальные эффекты в фильмах Аронофски. В интервью журналу Starhit она отметила: «Этот фильм заслуживает «Оскара» — он прославляет мастерство и самоотдачу. Лучше однажды блистать, чем прожить всю жизнь в кордебалете. Моей 14-летней дочери Аните, занимающейся в балетном училище, я говорю: либо ты бросаешь занятия совсем, либо стремишься к первому месту — чтобы танцевать главные роли на лучших площадках мира». По сути, это история о будущей Нине и ее матери!
По мнению психологов, зачастую причиной патологического перфекционизма у детей являются их родители. Психодрама-терапевт Ольга Прохорова отмечает, что это сложное психологическое явление связано с общепринятыми нормами: «Многие из нас слышали от своих родителей фразы вроде “Моя дочь должна быть первой во всем” или “Четверка – это плохая оценка”. За стремлением к победе и желанием выделиться часто скрывается потребность в одобрении родителей. Особенно это актуально, если родители с детства предъявляют к ребенку повышенные требования и формируют у него представление об условной любви. Похвалы, пятерки и грамоты становятся для него доказательством собственной ценности».
История человека, оказавшегося в плену перфекционизма, подобно судьбе Нины из фильма «Черный лебедь», трагична. Ольга Прохорова отмечает: «Стремление превзойти всех толкает к постоянной конкуренции со всеми окружающими. Не находится тех, с кем можно общаться на взаимовыгодных условиях – есть либо те, кого ты превзошел, либо те, кто находится на более высоком уровне. В результате, к одним испытываешь снисходительное отношение, а к другим – чувство зависти».
Стремление к идеалу таит в себе еще одна проблема: оно нивелирует индивидуальность. По словам психолога Светланы Прокопюк, «важным становится не реальный облик человека, а его потенциал, каким он должен стать. Для перфекциониста ориентиром служит мнение окружающих, а не его собственные ощущения».
Несмотря на внешнее сходство, истории Портман и ее героини кардинально отличаются. Портман полагает, что установка «либо первый, либо никто» может нанести вред как личности, так и карьере. Преодоление перфекционизма при работе над фильмом «Черный лебедь» стало возможным благодаря тому, что она исключила для себя возможность конкуренции.
«В молодости я постоянно ощущала себя чем-то подменным, — поделилась она в интервью “Русскому репортеру”. — Но теперь я осознаю, что способна на такие вещи, которые не под силу ни одной из моих коллег, и, напротив, существуют области, в которых они превосходят меня… Стремление к идеалу часто толкает людей на жертвы, вплоть до саморазрушения. Однако совершенство – это лишь мгновение, быть совершенным можно лишь на короткое время… Поэтому я не согласна! Я убеждена, что мы не должны страдать ради творчества».
Завершив съемки, Натали вернулась к обычному режиму питания и остановила тренировки: «В первый день после окончания съемок я не смогла удержаться и съела много макарон. Я боялась, что меня попросят повторно снимать сцены, — в противном случае я бы не смогла надеть костюмы!»
По всей видимости, для сохранения психического благополучия необходимо понимать, что движет человеком — болезненное желание добиться успеха или искреннее стремление к качественной работе. В отличие от своей экранной героини Нины, Портман не поддалась отчаянию и не совершила самоубийство, а напротив, получила престижную кинопремию «Оскар» и с удовольствием принялась за еду.
Полезные ссылки:
Рацион балерин Большого театра включает фузилли, песто и блюда из лапши с тофу