VitalityPortal.ru

Ваш навигатор в мире здоровья и отдыха.

Как игра в куклы помогает переосмыслить себя

В эти выходные на Тишинке прошел VI Международный салон кукол. Ежегодно число посетителей, желающих оценить уникальные образцы кукольного искусства, неуклонно растет. Я посещала эту выставку несколько раз и обратила внимание на то, что искреннюю любовь к игрушкам разделяют далеко не дети.

Вполне возможно, что вы сами, или кто-то из ваших знакомых, не могут пройти мимо художественного салона с куклами, либо самостоятельно их создают, либо бережно хранят как ценную реликвию, например, старого плюшевого зайца. И это не связано с воспоминаниях детства, все гораздо серьезнее.

По мнению антропологов, кукла восходит к культу почитания усопших предков. Наши предки, создавая ее из глины, дерева или ткани, полагали, что она наделена духом и обладает таинственной силой.

По мнению психологов, кукла обладает целебными свойствами, так как с раннего детства она остается в памяти как близкий и живой образ. Для взрослого кукла – это напоминание о его детской личности, поэтому в магазинах игрушек родители часто приобретают чадам именно то, что так хотели в детстве, а потом и сами играют в эти игрушки дома. Профессор психологии, академик Российской академии образования Валерия Мухина еще в советские времена занималась теорией и историей куклы, и ее работы были с интересом восприняты на Западе, стали основой для практических методов и уже в виде разработанных практик вернулись в Россию в 1990-х гг.

Куклотерапия состоит в тесном родстве с арт-терапией, сказкотерапией и игровой терапией. Ольга Горбушина, кандидат наук, специалист Медико-психологического центра индивидуальности, ольга, практикующий специалист, использует куклотерапию как в работе с детьми, так и со взрослыми. «Кукла становится помощником в разрешении внутрисемейных разногласий, когда требуется наглядное общение между родителями и детьми», — отмечает Ольга. — Она также очень полезна современному человеку для развития творческого воображения, поскольку у многих из-за переизбытка информации из интернета и телевидения заблокированы слуховые и зрительные каналы восприятия. Кукла помогает активировать воображение, позволяет взглянуть на проблемную ситуацию под другим углом и продумать несколько возможных решений решения».

Читать также:  Как распознать завистливую подругу и что делать

В области детской психологии куклотерапия остается наиболее распространенным методом. Так, специалисты Татьяна Шишова и Ирина Медведева создали методику, получившую название «драматическая психоэлевация», или «возвышение души», для работы с детьми. В процессе занятий с куклами дети не только решают свои проблемы, но и личностно растут. Показания самые разные, от страхов, в зависимости от степени выраженности, проявления могут варьироваться от незначительной агрессивности, заикания и повышенной возбудимости до серьезных проблем в коммуникации с одноклассниками или родителями.

Ученики Шишовой и Медведевой адаптируют этот метод, опираясь на собственные представления и приобретенный опыт. Так, в семейном центре «Рождество» психолог Ирина Щукина применяет два типа кукольных этюдов. Прежде всего, ребенок взаимодействует с перчаточной куклой-собачкой, которая символизирует сложности в его поведении и характере. Ребенку, выступающему в роли хозяина игрушки, предлагается воспитать ее таким образом, чтобы она изменилась.

Еще один этюд посвящен работе с человеческими образами. Ребенок, представляясь куклой, играет самого себя. «Такое воссоздание ситуации помогает ребенку осознать, как с ней совладать, — говорит Ирина Щукина. — Мы работаем с детьми от пяти до девяти лет, это период наибольшей игривости, и они настолько эмоционально реагируют на взаимодействие с куклой, что результаты порой удивляют и меня».

В «Психологической студии на Остоженке» терапия начинается с создания самой куклы. Это сокровенный и волнующий процесс, ведь нужно не только сшить куклу, но и придумать ей имя и характер, оживить ее. «Кукла — это образ нас самих, — говорит психолог Ольга Филиппова. — Создавая куклу, человек передает ей свое состояние, и кукла лечит, символически забирая его проблемы себе».

Создав и наделив куклу индивидуальностью, ребенок (или взрослый) на первых этапах без стеснения взаимодействует с ней. В процессе этой свободной игры выявляется проблема и начинается ее решение. После выражения своих чувств и достаточного количества игр, к четвертому-пятому занятию ребенок должен изготовить две ключевые куклы: образ самого себя и волшебного помощника.

Читать также:  Александр Щербаков

«По словам Ольги, это требуется для преодоления сложностей и развития личности ребенка. Для этого используется кукла, которая служит отражением его образа, страхов или недостатков дети видят в кукле в утрированной форме, смеются над ними и освобождаются от них. К окончанию курса мы с детьми делаем спектакль, и детей невозможно узнать. Самое главное в куклотерапии — она позволяет нам не акцентировать внимание на недостатках детей, а постепенно превращать их в достоинства».

На мой взгляд, предложенные приемы вполне применимы и в обычных играх с детьми и игрушками. Такая домашняя куклотерапия способна не только развлечь и малыша, и родителей, но и, возможно, позволит каждому из них глубже понять собственные трудности и определить пути их решения. Как вы думаете? Вы играете в куклы?