Моего близкого друга А. очень привлекает аюрведическая медицина. «После панчакармы вы почувствуете себя превосходно! — убеждал он меня и нашего общего знакомого Б., — Вы быстрее восстанавливаетесь, перестанете страдать от похмелья! Не говорю уже о состоянии кожи и прочих аспектах — поймите, это комплексная очистка организма! Вы будете чувствовать себя бодрыми, как в подростковом возрасте, круглые сутки!» Под влиянием столь убедительной рекламы поездка на юг Индии в аюрведическую клинику и знакомство с панчакармой показались наиболее логичным вариантом проведения отпуска.
Если вы, как и я, до недавнего времени не имели четкого представления о панчакарме, позвольте мне пояснить. Этот термин переводится на русский язык как «пять действий». Фактически, процедур гораздо больше, однако это не подразумевает необходимость их все пройти. В специализированном центре пациенту обычно назначают не более трех-четырех процедур в день – в соответствии с его пракрити, дошей и симптомами. В моей же ситуации, например, программа включала абхъянгу, широдару и несколько васти. Но самое важное, что следует знать о панчакарме, – это то, что она не связана со спа и, в целом, не является способом получить удовольствие.
Итак, мы приняли решение отправиться в путь. И подошли к этому вопросу с максимальной серьезностью. Подлинное аюрведическое очищение начинается с снехапаны, то есть промасливания. За неделю до отъезда, каждое утро в 6:00, мы принимали гхи — топленое коровье масло с травами. Чтобы облегчить процесс глотания, я выжимал грейпфрут, обезболивал язык лидокаиновым спреем, брал в рот немного сока и только потом залпом проглатывал теплое гхи. Внешне все выглядело безобидно, но ежедневно требовалось увеличивать дозировку — с 50 граммов до 150, и в итоге выпить не менее полулитра. Я осилил около 400 граммов, однако этого оказалось достаточно, чтобы вызвать у меня тошноту до сих пор.
Клиникой доктора Франклина, где мы планировали пройти курс панчакармы, оказалась тихая лечебница, расположенная в десяти минутах ходьбы от океана. Оценивать качество подобного места стоит по аналогии с китайским рестораном: если там присутствуют китайцы, то заведение заслуживает внимания. Нас в клинике Франклина сразу насторожило обилие европейских пенсионеров и отсутствие посетителей из Индии. Кроме того, все проходило довольно медленно: в первый день была только встреча с врачом, а во второй — массаж абхъянга. На третий день, также в конце дня, последовала абхъянга, после которой меня несколько минут похлопывали по голове теплыми мешочками с рисом и травами, чтобы вернуть к жизни. На четвертый день была проведена первая существенная процедура — веречана. Здесь без детального описания не обойтись: с утра принимается слабительный отвар, затем в течение дня употребляется теплая вода, которая вместе с желчью и микрофлорой выводит из организма абсолютно все силы. Весь день я провел в помещении, передвигаясь от кровати к туалету, и к вечеру почувствовал полное очищение. Это, знаете, такой советский подход: неприятно — значит, эффективно, чем хуже, тем лучше, и вообще, лекарство редко бывает вкусным.
Со временем во мне укреплялось убеждение, что мы, наивные жители севера, становимся жертвами обмана со стороны опытных арийцев, и вместо квалифицированной медицинской помощи получаем лишь развлечение для туристов. Мои подозрения усилились, когда на побережье я нашел еще два подобных комплекса — Somathiram и Novathiram, которые больше напоминали фешенебельные отели, нежели медицинские центры. Посетители там тоже соответствовали уровню заведений, и никак не напоминали продвинутых индусов. Однако, как должна проходить настоящая панчакарма, я не знал, и поэтому продолжал сомневаться: а не все ли идет правильно?
К счастью, человек, вдохновивший нашу поездку, ранее проходил панчакарму дважды и имел возможность сравнить. Франклину А. не понравилось по ряду причин. Он был уверен, что лечебные процедуры необходимо проводить до полудня, поскольку после этого энергия снижается, и они теряют свою эффективность. Франклина обслуживали ближе к вечеру. «Абхъянга,— пояснил А., — это не обычный массаж, а способ активизации энергии в теле, поэтому ее должны выполнять двое, а лучше четверо». Франклину ее делал один специалист. Насья, используемая для лечения заболеваний дыхательной системы, представляет собой целый ритуал: лицо разогревают массажем и теплыми полотенцами, после чего в нос закапывают лечебное масло. У Франклина эта процедура занимала не более двух минут. Ну и, это я уже добавлю от себя, занятия йогой там напоминали лечебную физкультуру для пожилых людей. «Достаточно,— сказал А.,— пора прекращать тратить время и отправиться в клинику с хорошей репутацией».
На следующий день мы собрали необходимые вещи и перебрались в Панкаджакастури — больницу при аюрведическом колледже, расположенную в 40 километрах от побережья. Там все обстояло совершенно иначе. Вместо пляжа и океана с температурой 30 градусов — густые джунгли, вместо спокойных европейских пенсионеров — кричащие местные школьники, вместо современного отеля — старая больница советского образца с несвежей побелкой и обильным количеством тропических тараканов, вместо шведского стола — рабочая столовая, в которой я так и не смог себя заставить поесть ни разу. Зато и лечение здесь было более серьезным: медсестры измеряли артериальное давление, контролировали прием лекарственных препаратов. Все процедуры выполнялись с большой тщательностью и завершались в первой половине дня. Абхъянгу выполняли уже два мастера, и в целом все прочие процедуры проводились добросовестнее. К тому же, пребывание здесь было более выгодным в финансовом плане — не превышало 40 евро в день. (Для сравнения: лечение, питание и проживание у доктора Франклина стоили около 100 евро в день, а в соседних отелях — не менее 200–300 евро в день). Но тараканы и школьники все же немного беспокоили меня. Я слышал, что существует компромиссный вариант под названием Арьявадишала. Говорят, там и лечат серьезно, и уровень сервиса соответствует европейским стандартам. Однако в это замечательное место мы не попали, поскольку для бронирования требуется несколько месяцев.
К третьему дню абхъянги на моей коже появилось заметное раздражение, однако оно было незначительным по сравнению с внутренним дискомфортом, который нарастал и подавлял меня. Хочу еще раз подчеркнуть, что панчакарма – это не самое приятное занятие. Единственная процедура, которая доставила мне настоящее удовольствие, – это широдара: в течение 40 минут тебе на лоб льют тонкой струей масло или прохладную простоквашу из тибетского гриба. Эта процедура не то чтобы открывает третий глаз, но во всех смыслах охлаждает голову. В прежние времена ее использовали для лечения нервных болезней и даже шизофрении. В моем случае она оказалась как нельзя более кстати.
Я действительно не руководствовался предвзятостью или личным настроем. Мне казалось, что это предприятие принесет пользу. Однако неделя прошла, и я не ощущаю ни улучшение здоровья, ни отдыха. Дойдя в своей немотивированной агрессии до крайней точки, я собрал последние силы и решил обратиться к А., специалисту в области аюрведы.
И тогда А. поделился со мной немало интересной информации. Оказывается, мой случай не самый сложный. В прошлый раз они с друзьями уже на третий день серьезно поссорились. И это было лишь началом: впоследствии они неоднократно выплескивали друг на друга претензии. На каждого панчакарму воздействие оказывается индивидуальным: один не в состоянии усидеть на месте, другой докучает окружающим, третий становится замкнутым, четвертый начинает грубить, пятый увлекается шопоголиком. В прошлый раз, по словам А., с ними была девушка, которой врачи рекомендовали в течение трех дней избегать общения с кем-либо. Совсем. Чтобы облегчить себе жизнь, прежде всего.
После размышлений А. я начал понимать простые, но значимые идеи о взаимосвязи ума, эмоций и ощущений в теле. «Что происходит со мной?» – спрашивал я себя. Каждый день мое тело претерпевает глубокие изменения — меняется обмен веществ, усиливается циркуляция всех жидкостей. Та же абхъянга— это по сути ежедневное испытание на прочность: ощущаешь себя инструментом, над которым два мастера настраивают каждую струну. Процесс не самый приятный, но ведь не зря он повторяется на протяжении трех тысячелетий. Так я повторял себе, пытаясь убедить себя не опускать руки.
Откровенно говоря, спустя три недели после завершения курса, я до сих пор не могу определить, какое влияние оказала панчакарма на мое самочувствие. Мой знакомый А., страдающий астмой и аллергией, утверждает, что в прошлый раз ему удалось отказаться от лекарств, которые он принимал на протяжении всей жизни, на полгода. Мой товарищ Б., отправившийся восстановить слух, ухудшившийся из-за работы, отмечает, что решить эту проблему, конечно, не получилось, но его состояние значительно улучшилось по сравнению с тем, что было до поездки.
Со мной не происходило ничего подобного. Однако, среди сотрудников нашей компании я считался наиболее здоровым. Хотя, если честно, кое-какие изменения все же произошли. Во время панчакармы не допускается употребление мяса, алкоголя, курение и любое другое потребление стимулирующих веществ. Мясо я и раньше не был большим поклонником, курить бросил за месяц до поездки, а вот с алкоголем… В итоге, теперь я испытываю к нему неприязнь. К слову, и Б. после возвращения отказался от мяса и вина. Если тенденция сохранится, я смогу компенсировать затраты на этот отпуск, которые составили около двух тысяч долларов, достаточно быстро. А пользу для здоровья трудно переоценить.