С точки зрения американского психолога Абрахама Маслоу, высшие потребности человека (то, что отличает его от животных) проявляются в стремлении к самореализации, творчеству и развитию. Эта потребность в самоактуализации венчает знаменитую иерархию человеческих желаний и потребностей, которую Маслоу создал в середине прошлого века. Схематично пирамида Маслоу выглядит так:
На протяжении более пятидесяти лет иерархия Маслоу оставалась основополагающей для многих специалистов — психологов, экономистов, социологов и маркетологов, которые использовали ее для разработки стратегий, направленных на воздействие на поведение и эмоциональные состояния людей.
Не все согласились с этим. В настоящее время с авторитетным ученым вступила в дискуссию группа исследователей из Университета Аризоны (США), Миннесотского университета (США) и Университета Британской Колумбии (Канада). По их мнению, человеческие потребности во многом определяются принципами дарвиновской эволюции.
На основе этой концепции ученые-реформаторы не только расширили, но, по моему мнению, трансформировали пирамиду Маслоу. Потребность в саморазвитии, тяга к прекрасному и стремление к знаниям были полностью исключены. Вместо них появились стремление к поиску партнера (до его появления), желание всеми силами сохранить партнера (когда он уже есть), а на вершину была помещена потребность «продвигать» свои гены сквозь века. Иными словами — родительство. Схема такая:
Как ученые объясняли необходимость данной реорганизации? «Идеи Маслоу по-прежнему остаются выдающимися, — пишет в журнале Perspectives on Psychological Science один из участников исследования, социопсихолог Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick). — Однако он не принял во внимание некоторые сведения, которые, на наш взгляд, имеют большое значение. К примеру, исследования, проводимые в области эволюционной биологии и антропологии. С точки зрения эволюции, самореализация, которую Абрахам Маслоу определял как личностный рост, если рассматривать стремление к развитию и самовыражению, а также другие подобные побуждения, то они не кажутся нам значимыми потребностями. Рассматривая человека как биологический вид, приоритетными должны быть задачи сохранения и передачи генетической информации. Поскольку для размножения требуется взаимодействие, то поиск партнера и поддержание отношений закономерно занимают верхние ступени в иерархии потребностей».
На первый взгляд все выглядит логично. Если рассматривать человека как существо, похожее на сколопендру или обезьяну, — все верно. Однако насколько это справедливо, принимая во внимание эволюционный путь, пройденный человечеством? Не звучит ли это утверждение о приоритете инстинкта размножения над сознательным стремлением человека к саморазвитию слишком категорично? И почему одно должно исключать другое, ведь отец пятерых детей не может быть амбициозным специалистом или ученым, стремящимся к Нобелевской премии?
«По моему мнению, наши зарубежные коллеги-психологи неверно интерпретировали пирамиду Маслоу, разделив инстинктивные и личностные потребности, — поделилась со мной московский психолог Нина Рубштейн. — Как психолог, работающий с семьями, я отмечаю, что многие родители, уделяющие воспитанию детей значительное внимание и вкладывающие в это много сил, сами испытывают потребность в социальной помощи, профессиональных достижениях, новых эмоциях и расширении кругозора. Желание иметь детей не исключает стремление к личностному росту и саморазвитию».
На мой взгляд, сама концепция приоритета заботы о детях является позитивной и соответствует нравственным ценностям современного общества. Однако, лежащее в её основе предположение представляется ошибочным: рождение детей обусловлено инстинктом. Зато длительное воспитание, обучение и забота о них в течение 15–20 лет (что является невероятно долгим периодом с точки зрения природы) продиктованы не инстинктами, а воздействием внешних факторов. Именно это, по мнению Авраама Маслоу, выдающегося ученого и мыслителя, подразумевается под такими формулировками, как «жажда знаний», «стремление к новым впечатлениям, к красоте и эстетике», «потребность в искусстве и творчестве», «стремление к росту личности». Ведь именно это и отличает нас от других, не так ли?