Непринужденный разговор, известный также как small talk, представляет собой беседу на посторонние темы, не обязывающую к каким-либо обязательствам или соглашениям. Фактически, это разговор, который, по мнению специалистов в области психологии, позволяет избежать ощущения дискомфорта и неловкости в различных социальных взаимодействиях, установить деловые связи или даже добиться карьерного роста.
Множество научных исследований также подтверждают ценность кратких бесед. Например, ученые из Центра развития персонала Университета Массачусетса установили, что приблизительно 70% значимой информации, получаемой сотрудниками, приходится не на крупные совещания, а на короткие разговоры. Неудивительно, что корпоративные тренеры уделяют большое внимание обучению персонала основам small talk. Вспомните, сколько полезного можно узнать от коллег в курилке.
Психологи из Чикагского университета также выявили, что люди, которым просто завязать беседу с незнакомым человеком, обычно более успешны в жизни, чем те, кто не владеет этим умением. Часто мы недооцениваем такой тип общения, считая его неважным и поверхностным. Однако непринужденный разговор – это отличный способ наладить и поддерживать позитивные отношения с коллегами, деловыми партнерами и руководством. Например, ваш деловой обед пройдет намного приятнее и продуктивнее, если во время него вы будете говорить не только о работе, но и о погоде, планах на отпуск, хобби и других темах. Или, к примеру, если вы случайно обнаружите, что разделяете увлечение баскетболом с вашим руководителем, его отношение к вам может стать более дружелюбным. Непринужденный разговор – это, по сути, безопасная и комфортная среда общения, которая помогает нам повысить свой социальный статус, – отмечают эксперты клинический психолог Алиса Галац.
По словам эксперта, способность поддерживать непринужденную беседу помогает снизить социальную напряженность. «Мы часто чрезмерно беспокоимся о том, какое впечатление производим на окружающих, и о том, что сказать в неожиданной ситуации. Однако умение завязать легкий разговор с незнакомым человеком позволит получить немало преимуществ – в очереди, на приеме у врача, в магазине и в других подобных обстоятельствах», – подчеркивает специалист.
Как часто нам не удается завязать простой диалог?
Легкость и кажущаяся простота small talk обманчивы, и многим людям они даются с трудом. Это объясняется, в первую очередь, особенностями нашего менталитета, в котором предпочтение отдается продолжительным и глубоким беседам с близкими, с которыми можно поделиться своими переживаниями. Кроме того, у многих из нас незнакомые люди вызывают опасения и чувство тревоги, поскольку отсутствует общий контекст и не хватает информации о собеседнике. Особенно это актуально для интровертов, которых перспектива покинуть привычную зону комфорта и увеличить количество социальных контактов может пугать. — говорит Алиса Галац.
Основы и приемы ведения непринужденных разговоров
По мнению специалиста, при ведении непринужденной беседы необходимо учитывать ряд ключевых аспектов.
- Экспертность. По мнению экспертов, при общении стоит представить своего собеседника в роли компетентного специалиста или ключевой фигуры. Необходимо либо акцентировать внимание на его глубоких знаниях в обсуждаемом вопросе, либо выразить готовность поддержать его интересы и оказать необходимую помощь”.
- Позитивное содержание разговора. Для поддержания позитивной атмосферы разговора следует избегать обсуждения деликатных вопросов, таких как религия, политика и личная жизнь собеседника. Обсуждение подобных тем способно спровоцировать негативные чувства и испортить не только беседу, но и взаимоотношения. Более того, начало разговора с негативной темы, скорее всего, приведет к его застою. Например, если вы заявите: “Как сильно выросли цены на продукты!”, то ваш собеседник будет вынужден либо соглашаться с вами, либо чувствовать неловкость в тишине, — отмечает эксперт.
- Открытые вопросы. Важно инициировать беседу, поэтому старайтесь задавать вопросы, требующие развернутых ответов, а не ограничивающиеся ответами «Да» или «Нет». Например, можно спросить: «Как долго вы уже ожидаете в очереди?», «Какие достопримечательности вы бы порекомендовали посетить в этом городе?», «Каково ваше мнение о жаркой погоде?» и подобные вопросы.
Для облегчения освоения навыка непринужденного общения специалисты в области коммуникаций советуют условно разделить его на две составляющие: содержание и аккомпанемент. Содержательная часть разговора – это «мясо», а аккомпанемент – приятная атмосфера, создающая фон для беседы. Описанные ниже техники можно использовать в различных комбинациях или по отдельности – выбор зависит от обстановки и конкретных обстоятельств.
“Основными методами, используемыми в “Мясо”, являются две техники.
- Цитирование собеседника. “В данной ситуации необходимо акцентировать внимание либо на точке зрения собеседника, либо на его высказываниях, либо на том факте, что вы сохранили и цените информацию о нем», – объясняет психолог. К примеру, вы можете произнести: «Я помню, ты говорил, что занимаешься плаванием…..”, “Мне оказались полезны твои советы насчет посещения этого музея”, “Как называется песня, которая стоит у тебя на звонке?”.
- Передача собеседнику значимых или ценных сведений. “По словам эксперта, этот прием эффективен, когда вы оказались в публичном месте и вам не хватает тем для беседы с окружающими, например, в очереди или в такси. Так, вы можете начать разговор с таких фраз: «Вы в курсе, что сейчас в отпуске находится врач?», «На втором этаже не функционирует туалет», «Обычно на этой дороге нет заторов», «На улице сильный дождь…порекомендую взять зонт”.
“В состав «соуса» входят две техники.
- Позитивные утверждения. По мнению специалиста, эти слова должны быть направлены на вашего собеседника и затрагивать то, что ему важно — его личную жизнь, внешность, круг общения и прочее. К примеру, можно отметить: “Ваш друг оказал мне неоценимую помощь в прошлый раз”, “Этот цвет вам очень идет” и тому подобное.
- Нарратив. “Нарратив представляет собой короткий рассказ, затрагивающий интересы вашего собеседника или тему, которая ему близка. Этот рассказ должен быть лаконичным и содержать позитивные эмоции – например, трогательную или забавную историю”, – объясняет Алиса Галац. К примеру, если ваш собеседник любит собак, можно поделиться смешным случаем из жизни вашего питомца, который постоянно попадает в нелепые ситуации.